Новости на главной

Вознесение Господне

Сегодня Церковь празднует Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк 24. 50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян 1. 9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк 16. 19).

Состоялся молебен на освящение строительства Гимназии

В Международный День защиты детей в Свято-Троицком храме г. Мирного, настоятель Прихода протоиерей Владимир Севрюков и иеромонах Серафим (Рошка), отслужили молебен на благословение и освещение стен строящейся Православной гимназии, которой уже исполнилось шесть лет. 

В Якутской епархии новый епископ

 

30 мая 2011 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

На  Синоде было принято решение о переводе епископа Якутского и Ленского Илии викарием Саранской епархии. Епископом Якутским и Ленским быть архимандриту Роману (Лукину)

 

Проповедь протодиакона Андрея Кураева перед рок концертом

Проповедь протодиакона Андрея Кураева перед концертом на Васильевском спуске (Красная площадь, Москва).
24 мая 2011. День свв. Кирилла и Мефодия.

 Выступают: бард Андрей Селиванов, Ольга Арефьева и группа "Ковчег" группа "Если".
 


Христос воскресе!  
Говорят, что Кирилл и Мефодий создали старославянский язык. Это не так. Они создали не старославянский язык и его азбуку, а церковнославянский. На этом языке никто не разговаривал. Это искусственный язык для письма и молитвы. Можно сказать, что Кирилл и Мефодий – это наш православный Толкиен.
Толкиен придумал новые языки для своего Средиземья – эльфийский, орочий… Толкиен это сделал для детей. А Кирилл и Мефодий новый язык создали для тех, кто в глазах их собственных соотечественников – греков – были орками. В 9 веке греческое национальное сознание очень болезненно переживало недавнее (в 7 веке) вторжение славян на Балканы. Македония - родина славнейшего из греческих воинов - Александра Македонского – стала славянской вотчиной. Можно было бы сладостно холить свою справедливую ненависть, копить поводы к отмщению. Но Кирилл и Мефодий пошли к славянам с любовью. В те времена люди реагировали не на программы политтехнологов, а на глаза людей. У славянских апостолов глаза сияли верой и любовью. Поэтому их дары приняли.
То что церковнославянский язык искусственный, означает что Кирилл и Мефодий решились создать нечто совершено новое. Они взяли греческую грамматику и методику, способ взаимной связи и расстановки слов в предложении, и соединили это с миром славянских слов. Если бы мы сегодня сопрягали грамматику одного языка с основами другого языка, то сегодняшний плод Кирилла и Мефолия звучал бы так: «автомобилю же сущу в гараже бездействующу, изыдох на торжище и взях таксомотор». Благодаря Кириллу и Мефодию наш русский язык до сих пор поразительно открыт к другим языкам, спокойно принимает из них новые слова, но приучает их жить по законам нашей языковой стихии. Если мы хотим быть учениками Кирилла и Мефодия мы должны ездить на метре и ходить в пальте. Зачем нам защищать иностранные слова от воздействия нашего родного языка и его правил?
Творческий прорыв Кирилла и Мефодия призывает нас не превращаться в ксерокопировальные аппараты. Мы должны создавать реальность, а не просто зеркалить ее.
Еще одно расхожее и не вполне точное представление о Кирилле и Мефодии – будто они создали кириллицу. Это не вполне так. Кирилл и Мефодий создали глаголицу. И это был не вполне удачный проект. Кириллица была создан учеником Кирилла и Мефодия – святым Климентом Охридским и его сотрудниками. Бывает, что великий ученый не доживает до реализации своего замысла. Главное итоговое открытие делается его учениками. Но самих этих учеников создал все же именно он. Вот так и Кирилл и Мефодий. Они поставили задачу и нашли методы решения. Потом же уже другие ученые, идя этим путем, смогли совершить культурную революцию. Кирилл не создавал кириллицы. Но его творческий импульс был таков, что его ученики это сделали. Оказывается, мало что-то изобрести. Надо еще уметь ввести это в жизнь и отстоять. Надо уметь сделать открытие - технологией.
Большинство из вас студенты или станут таковыми ближайшим летом… Кстати, простите за то, что многие из вас оказались здесь не вполне по своей воле… Использование административного ресурса, в том числе и постановка зачета по физкультуре за посещение молебна святым Кириллу и Мефодию, вряд ли порадовало бы самих святых братьев…
Так вот, для студента очень важно найти себе достойного учителя и хорошего начальника. Найдите себе такого руководителя, которому нравится генерировать идеи. И не важно, сколько он будет платить. Бонусом к небольшой зарплате может стать радость мысли и овладение техникой мысли. И избегайте тех учителей, которые могут лишь воспроизводить то, что написано до них.
Еще несколько лет назад казалось, что в эпоху Интернета у кириллицы нет будущего. Я помню время, когда нельзя было писать название файла славянскими буквами. И уж тем более нельзя было такой файл передавать электронной почтой. Но прошли годы, и оказалось, что проще компьютер научить говорить по-русски, чем нам переучиваться на латиницу. Так что не нужно бояться своего наследия и отчуждаться от него. Надо не бояться хранить и создавать свои миры. Главное, чтобы и в тех мирах, которые вы создадите сами, в центре было бы солнышко любви.
Света вам! Христос воскресе!

Выступление Патриарха Кирилла на открытии XV Всемирного собора

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XV Всемирного русского народного собора

25 мая 2011 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся XV Всемирный русский народный собор "Базисные ценности ? основа единства народов". Со вступительной речью к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые члены XV Всемирного русского народного собора!

Сегодня вновь нас всех соединяет это важное собрание. Всемирный русский народный собор – крупнейший общественный форум, в работе которого принимают участие люди разных поколений, призваний, мировоззрений, политических взглядов, объединенные вокруг идеи служения народу России и братским народам исторической Руси.

Мы проводим собор в насыщенный политическими событиями год. Россия стоит перед ответственным выбором, результат которого во многом определит жизнь страны на годы вперед. Церковь, как вы знаете, не намерена вовлекаться в политическую борьбу, выбирать свою партию. Она будет поддерживать диалог со всеми политическими силами ради совместного служения благу народа и Отечества.

В то же время мы видим, что общество – и об этом говорят многие – по-прежнему испытывает вакуум понятных большинству его членов ценностей. Сугубо утилитарная идея роста материального благосостояния, не соединенная с высшими идеалами, вряд ли может быть прочной основой для формирования единства по ключевым вопросам. Именно поэтому наш собор избрал своей основной темой базисные ценности, о необходимости формулирования которых мне много раз приходилось говорить в разных аудиториях, в том числе на Всемирном русском народном соборе.

Действительно, люди не могут отдавать жизнь, не могут идти на самоограничения во имя тех целей, которые сегодня часто формулируются как главные цели человеческой жизни. В свое время я сказал, что никто не пойдет в атаку за увеличение ВВП. Это можно говорить применительно и к стране, и к отдельному человеку. Никто не пойдет в смертельную атаку лишь для того, чтобы увеличить уровень своего потребления. Но ведь именно эти материальные ценности сегодня полагаются как стратегические, как самые важные. Достаточно заглянуть в современное масс-медийное пространство, чтобы убедиться в том, насколько в этом смысле дезориентировано общественное сознание.

Мы знаем, что события 1990-х привели к кризису ценностей и моральных ориентиров у многих соотечественников. Выражаясь академическим языком, трансляция ценностей старшей части народа новым поколениям в значительной мере прервалась. Нельзя сказать, что она прервалась полностью – тогда бы мы имели исторический коллапс. К счастью, нам удалось этого избежать. Но это не означает, что сегодня не существует опаснейших вызовов, которые способны надломить трансляцию этих базовых ценностей.

После сложных 1990-х годов общество оказалось расколотым по социальному, национальному и политическому признакам. Однако сегодня мы видим явное повышение внимание и государства, и активных слоев общества к ценностной сфере. Люди все больше понимают: если нравственный идеал передается от поколения к поколению и если нравственный идеал ограждается от разрушения, то это становится гарантией жизни просвещенного общества и процветающего государства. Убежден, наступает время, когда на смену диссонансу векторов развития различных групп должно прийти объединение вокруг ценностей, авторитет которых мог бы поддерживать само существование общества, страны и личности.

Такое соединение вокруг фундаментальных ценностей необходимо сочетать с политической и экономической конкуренцией, эффективность которой для развития общества и государства становится все более и более очевидной. Действительно, система политической и экономической конкуренции обладает определенным потенциалом положительного воздействия на экономическое, политическое и социальное развитие страны. Но как важно этот политический, экономический, социальный, мировоззренченский плюрализм связать с базисными ценностями – чтобы машина в разнос не пошла, чтобы свободное и эффективное действие личности и общественный дух имели бы все-таки некое общее стратегическое целеполагание!

К сожалению, долгое время у нас утверждалось, что экономическая формация – это базис, а все остальное – надстройка. Мы теперь ясно понимаем, что это была мировоззренческая ошибка. Никакая экономическая система, равно как никакая политическая идеология не может быть базисом – она демонтируется самим временем, самой сменой эпох, и даже самые мощные системы, построенные на идеологически крепком фундаменте, не переживают жизни четырех поколений.

Базис нашего с вами бытия сформировался под влиянием нравственной и духовной традиции. Сложившаяся в ее рамках система ценностей разделяется большинством людей вне зависимости от существующего плюрализма. Только она может стать основой широкого межнационального, межрелигиозного, межпартийного диалога о мировоззренческом фундаменте общества, о путях его дальнейшего развития, ибо созданная этими ценностями система, может быть, неформальная, но реально существующая в исторической памяти, в мироощущении наших людей, разделяется большинством вне зависимости от политических, религиозных и прочих предпочтений.

Русская Православная Церковь инициировала процесс такого диалога о фундаментальных ценностях, и в последнее на базе Всемирного русского народного собора проводились активные консультации с основными политическими силами, с деловым сообществом, с профсоюзами. По итогам этой дискуссии подготовлен проект "Базисные ценности – основа общенациональной идентичности". Перечислю понятия, которые в него вошли. Это справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. Патриаршим советом "Экономика и этика" также предложена для обсуждения триада "вера, Родина, свобода".

Если же говорить о перечне базисных ценностей, то я думаю, в их число необходимо обязательно включить веру. Абсолютное большинство людей разделяет религиозную веру – неслучайно в гимне нашей страны есть замечательные слова о Богом хранимой земле. Поэтому, если мы избежим упоминания веры, это будет неправильно. Но, с другой стороны, совершенно очевидно, что не все люди в нашем обществе разделяют религиозную веру. Очень многие предметом веры считают политические, социальные проекты – это дело свободного выбора.

Думаю, учитывая наличие разных подходов к вере, мы должны найти такую формулировку, которая, с одной стороны, свидетельствовала бы о том, что религиозная вера является фундаментальной ценностью для очень большого числа наших граждан, но, с другой стороны, чтобы уважение было проявлено и к тем, кто религиозной веры в своем сердце пока не чувствует.

Конечно, эти перечни не являются исчерпывающими и окончательными. Это те ценности, которые мы считаем нужным не только предложить на рассмотрение собора, но и сделать темой широкого общественного обсуждения в ближайшем будущем. Полагаю, что опыт такой дискуссии будет полезен как для разных политических сил, так и для будущего государственного строительства.

Убежден, что ценности нашей цивилизации хранятся в среде всех народов – наследников исторической Руси: украинского, белорусского, молдавского и многих других. Русская Православная Церковь внесла и продолжает вносить свой вклад в сохранение исторически сложившегося единства этих народов, в их взаимопомощь и соработничество. У нас общий духовный корень, общие идеалы, общие цели – глубоко убежден, и общая система фундаментальных ценностей, а потому, конечно, общее будущее. Надеюсь, это вновь подтвердит начинающийся собор.

Как вы знаете, наша Церковь стояла у истоков создания собора и принимает в нем посильное участие. Труды Церкви будут успешными ровно настолько, насколько она сможет найти общий язык со своим народом. Ведь проблемы, которые перед нами стоят, в одиночку не смогут разрешить ни духовенство, ни светская власть, ни та или иная политическая партия, ни тот или иной преуспевающий бизнесмен. С ними мы справимся только вместе. В процессе объединения усилий значительное место отводится и Всемирному русскому народному собору.

Особенно важно, чтобы в его работе активнее участвовало молодое поколение. Поэтому хотел бы особо обратиться к сидящим в зале молодым людям. Подумайте, как сохранить и развить базисные ценности нашей цивилизации, нашей истории, нашего народа в современной жизни, в вашей собственной жизни.

Мы действительно должны найти механизм актуализации этих ценностей, чтобы они не превратились в археологический материал. Всякая ценность умирает, если она не актуализируется. Базисные ценности не могут умирать, но они живут только тогда, когда они реально вдохновляют людей и определяют их жизнь.

Молодежь наша изобретательна, полна сил. Несмотря на то, что существует значительное число молодых людей, зараженных разными пороками, с неясными жизненными ориентирами, общество, тем не менее, верит в молодое поколение. Народ верит в молодое поколение, потому что иначе быть не может. Но для того чтобы молодое поколение справилось со стоящими задачами, оно должно быть включено в процесс передачи тех самых ценностей, о которых мы говорили. Именно молодому поколению как никакому другому следует, как я уже сказал, думать об актуализации этих ценностей.

Глубоко убежден: все мы должны жить честно, поступать по совести, сохранять все лучшее, что дает нам прошлое, критически оценивая это прошлое и выбирая из него то, что стоит нести в будущее. Убежден, что непреходящие базисные ценности бытия нашего народа, бытия Русского мира и являются теми ценностями, которые стоит взять с собой в будущее, для того чтобы сохраниться и как народ, и как страна.

Благодарю вас за внимание.

По материалам: Официальный сайт РПЦ МП

Мероприятие посвященное окончанию учебного года в Гимназии

27 мая в ДК «Алмаз» г. Мирного,  прошел торжественный праздник, посвященный окончанию 2010-2011 учебного года в Православной Гимназии. В торжественном зале собрались гости, родители, педагоги и обучающиеся. В ходе праздника на сцену поднимались лучшие из лучших, те ребята, которые прославились учебными, спортивными  достижениями, успехами в творчестве, педагоги, родители.  

Мирнинский храм с экскурсией посетили школьники

Уже стало доброй традицией, что наш храм регулярно посещают экскурсии детишек, как детских садов, так и школьники. Сегодня храм посетила группа учащихся СОШ №26 5"а" класса. Настоятель храма, протоиерей Владимир Севрюков, провел детишкам экскурсию по храму. О. Владимир рассказал школьникам о храме, о его устройстве, о его значении в жизни каждого христианина, а так же рассказал об основных христианских святых, изображенных на стенах храма. 

В г. Удачном освящена реанимация

20 мая иерей Дмитрий Глухов, настоятель храма преподобного Серафима Саровского г. Удачный, освятил реанимационное отделение городской больницы.

Сами врачи заметили, что в освященных помещениях больницы совсем другая атмосфера: быстрее выздоравливают больные, уменьшается смертность. 

В нашей Гимназии прошла неделя любимых уроков

В Православной Гимназии прошла неделя любимых уроков. Ученики старшей школы, 5 – 6 классов, впервые  сдавали  итоговый экзамен по тому или иному предмету. Экзамен проводился в нетрадиционной форме, в виде творческих заданий – викторин, конкурсов. Кто-то из ребят выбрал математику, историю, английский язык, а кому-то по душе пришлись физическая культура или изобразительное искусство. Такая форма работы поможет учащимся подготовиться к сдаче государственной итоговой аттестации в выпускных классах и, надеемся, станет традиционной в нашей гимназии.