• Просмотров: 3882

voetsa_miniИерей Алексий Воеца: «Моя Якутия - это край развенчанных мифов»

«Как жаль!» - такова была первая реакция коллег-журналистов, узнававших, что отец Алексий Воеца покидает Якутию.

Они любят брать у него интервью. Доброжелательный и искренний, он моментально располагает к себе собеседника, и беседа из формата «вопрос-ответ на заданную тему» как-то незаметно переходит в разговор про жизнь.

Впрочем, то же самое без сомнения, скажут многие якутяне, для которых он, откомандированный после окончания Московской духовной академии на служение в республику три года назад, уже давно стал своим. Прихожане столичных храмов, в которых служил отец Алексий. Его студенты в СВФУ им. Аммосова, БГУЭП и Якутской духовной семинарии, которых он на своих лекциях так любил вызывать на спор, объясняя: «Хочу, чтобы у ребят включалась критика...» И конечно, якутское духовенство, пока еще столь немногочисленное в нашей северной республике.

А что о Якутии вспомнит он сам?


Как матушка сказала...

- Когда в академии шло распределение, я думал, что, скорее всего,  отправят в Хабаровск. На руках была шестимесячная дочка, и хотя я готов был поехать, куда отправят, но сурового климата мы с женой все же опасались.

Перед распределением, как и все студенты духовных учебных заведений, молился. А еще решил съездить в Рязанскую область - к  слепой монахине, которой дан дар прозорливости. Добрались к ней уже под вечер -по дороге не раз сбивались с маршрута. Но стоило лишь обратиться к случайным прохожим «Вы не подскажете…», как нас перебивали и, даже не дослушав, продолжали: «К матушке - туда!»

Старицу дожидалась масса людей. Номера на машинах –  белорусские, украинские, российские… Нам повезло: священников она принимала без очереди, и когда я задал ей судьбоносный вопрос про распределение, матушка ответила коротко: «Просись остаться в Москве!» И все.

Я вернулся в полной уверенности, что так и выйдет. И когда ректор Московской духовной академии, епископ Верейский Евгений (Решетников) спросил, где хотел бы служить, так и сказал: в Москве.

«Хорошо! - кивнул он. - Но для этого нужно послужить Церкви там, где ты больше востребован». И я… получил назначение в Якутск.

А во что в итоге вылилось благословение матушки, и то, что все в итоге вышло так, как надо, понял уже время спустя.

Кстати, когда подал прошение жениться, владыка Евгений заметил: «Пойди, скажи своей невесте, что ты поедешь далеко-далеко и надолго». Я передал ей это. Он снова говорит: «А теперь скажи, что поедешь далеко и никогда оттуда не вернешься». Снова передал. В третий раз говорит: «Скажи теперь ее маме, что поедешь далеко, навсегда и тебя заберут еще в армию». Я говорю: «Владыка, да сколько ж можно проверять. Она и так  согласна». Он засмеялся. Видно, готовил нас к тому, что может ожидать молодого священника. Ведь жизнь матушки напрямую связана с жизнью батюшки: она несет колоссально тяжелый крест, деля с ним все его переживания.

 

Первое впечатление: как же долго мы летим!

- В какой-то момент бесконечный простор под крылом самолета начал даже пугать: я  почувствовал себя крохотной точкой в пространстве, где нет городов – одна тайга.

Наконец, приземлились в аэропорту Якутска. Объявляют температуру: плюс 4. А в Москве на календаре был август - плюс 28.

Впечатление второе: в багажном отделении аэропорта нет охраны. Багаж уже сгрузили, и я внутренне запаниковал: а вдруг пропадет моя сумка, где важные документы? Но люди, многие из которых, похоже, были знакомы, степенно разбирают свои чемоданы, здороваются... Все происходит как-то по-домашнему. И становится ясно: это не сумасшедший мегаполис, где все торопятся, бегут и никто никого не знает.

Многое мне здесь понравилось сразу. Например, что в автобусах уступают места – причем, молча. Однажды пожилая женщина сделала мне там замечание: «Ну, чего стоишь? Выходи!» И прозвучало это совсем не оскорбительно, а по-простому – так говорят СВОЕМУ.

А потом меня начал по-хорошему удивлять уровень интеллигентности людей. Наш Преображенский храм в центре Якутска, в средоточии научных, культурных, образовательных, правительственных учреждений. Прихожане – юристы, экономисты, журналисты, художники, поэты.

Но самое главное, меня очень гостеприимно встретил владыка Зосима –  по-отцовски. Первая служба прошла в Преображенском соборе на Успение Богородицы: понравилось все! И как-то сразу отлегло от сердца. И колебания с опасениями – куда еду, как будет? – остались позади.

 

Якутское духовенство - это семья

- Сказать, что поразила дружба духовенства в Якутии, значит, не сказать ничего. Я знаю, что такого больше нигде не встречу.

Якутское духовенство – это семья. Вероятно, потому что священников здесь мало – около 30, а когда я приехал, было всего 24. Потому, когда в Якутск приезжает батюшка из дальнего улуса, – он тебе родной! Все расскажет, и, кстати, ему есть о чем говорить, потому что у себя на приходе он зачастую один. Задействован по всем фронтам.

Мне на собственном опыте пришлось убедиться, насколько в Якутии нужны священники. Здесь пригодилось все, чему когда-то учили: специальные дисциплины, уроки колокольного звона, послушания в просфорной и т.д.

Могу сказать, поездка в Якутию полностью оправдала пору учебы: два года в духовном училище, еще четыре в семинарии, три в академии. Все это время внутренне терзался: а может, зря я так усердно учу ту или иную тему? Оказалось, нет! Пригодилось абсолютно все: и философия, и логика, и богословие, и пение.

Когда пригласили преподавать в СВФУ им. Аммосова и в БГУЭП, доверив класс в 120 человек, в моей жизни наступила полная определенность: я уже знал, что приехал не зря, раз поручают такие серьезные вещи. А потом востребованность начала расти день ото дня, причем по всем направлениям: надо было служить, исповедовать, ездить на требы, встречаться со школьниками, навещать умирающего бродягу.

И это оказалась самая обычная жизнь, которую тут ведут все священники без исключения.

 

Архипастырь

- В жизни каждого человека бывают судьбоносные встречи. Для меня такой стало знакомство с епископом Романом. Приезжая служить на якутскую землю, молодой священник имеет возможность часто молиться на богослужении вместе с правящим архиереем, принимать участие в обсуждении текущих вопросов епархиальной жизни и т.д. Благодаря этому духовенство становится опытнее. Но в Якутии духовенство это еще и большая семья, где Епископ Роман  - это любящий, отзывчивый, внимательный и справедливый отец. Никогда не забуду совместных молитв на Литургии, проникновенных проповедей,  бесед в его кабинете. Не забуду предупредительности Владыки, который никогда не забывает поздравить с главными праздниками каждого священника.

Огромное впечатление производила его любовь к людям: он редко  бывает один, почти все время в миссионерских поездках. Особенно  приятно внимание к семинарии. Благодаря молитвам и заботе Епископа, надежды, которые питали якутяне по поводу открытия высшей духовной школы, воплотились.

Также посчастливилось встретиться со священниками, которые приехали вместе с ним: это и отец Никандр, секретарь епархии, и игумен Андрей, ректор семинарии, и иеромонах Никон, наместник мужского монастыря, и многие другие. Для меня это был очень важный год жизни: я получил опыт, который не дает академия, и который встретишь не везде.

 

Семинария

- Труды в семинарии - это мое главное послушание в Якутии. Конечно, главное в жизни пастыря - это богослужение. Однако ценность  семинарии в том, что именно здесь готовятся к священству молодые люди. Учатся молитве, покаянию, терпению, кротости, осваивают гуманитарные и специальные дисциплины. На моих глазах произошел перелом в процессе становления духовных школ. Строительство нового здания, переезд, освящение Святейшим Патриархом духовной школы. Затем работа комиссии из Учебного комитета, реорганизация духовного училища в семинарию в день памяти Святителя Иннокентия Московского, просветителя Якутии. Очень много теплых воспоминаний связано с преподавателями, сотрудниками и студентами. Об этом можно книгу писать!

 

Уникальный случай, каких  было много

- Именно здесь я реально увидел, КАК молитва помогает решить твои проблемы. И все благодаря нашим прихожанам.

Однажды в Преображенский храм пришла женщина. Просит: «Батюшка, помолитесь! У меня только что украли сумку, где ключи от квартиры, паспорт и телефон!»

Я ей советую: «Срочно звоните в милицию!» А она настаивает: «Нет, помолитесь!»

Думаю, ну вот, сейчас она упустит драгоценное время, а преступник уйдет. Но молимся! Пару дней спустя выхожу из храма, вдруг меня кто-то берет за рукав. Оглядываюсь, это она! Оказывается, поблагодарить пришла. Рассказывает: сумку оставили прямо у дверей квартиры. И я, священник, признаюсь, впервые подумал про себя: ничего себе, как молитва действует!

Я впервые увидел, КАК человек может верить! Потому что в критической ситуации не в милицию обращается, не в правоохранительные органы, согласно пословице «На Бога надейся, а сам не плошай». А идет в храм с такой верой, с таким упованием на Бога, что невозможное оказывается возможным.

И вы думаете, этот случай уникален? Отнюдь!

 

«Батюшка, а вы не боитесь расправы?»

- Здесь у меня никогда не возникало чувства опасности. Да, люди попадались вспыльчивые, горячие. Однажды на лекции студенты спросили: «Батюшка, вот вы сравниваете мировые религии. А не боитесь расправы?» В Москве только что был убит священник Даниил Сысоев, у которого я учился. Он помогал мне писать кандидатскую диссертацию по исламу. Для меня его смерть стала настоящей трагедией – нас с ним связывала дружба. Но в этом вопросе было любопытство, а не угроза.

Самым экстремальным событием за все время моего служения в Якутии стал дочкин ожог, из-за чего она попала в реанимацию. Было удивительно, как нам помогали люди: вручили такую сумму денег на лечение, которую сам бы я никогда не собрал. А как помогали врачи! Сначала мы хотели переправить ребенка на лечение в Москву, но там сказали: не нужно, в ожоговом отделении Центра экстренной медицинской помощи РС (Я) классные специалисты. Так и вышло. Меня удивил их подход – они лечили нашего ребенка, как собственного. Когда все было позади, мы поехали в Москву, показали фотографии – как было, и то, что есть. И там сказали: да не может быть!

 

Край развенчанных мифов

- В Якутии у меня начался процесс развенчания стереотипов, который продолжается по сей день. Сюда мы ехали, конечно, не без страха. Сработали стереотипы: все, что за МКАДом – уже экстрим. Одни знакомые шутили: в храмах Якутии к иконам губами не прикладывайся – примерзнут! Другие говорили, что еду в изобилие, где под ногами валяются алмазы. Не угадал никто.

А один человек рассказал: в царской России отправка на Дальний Восток считалась гражданской смертью, поэтому некоторым заключенным смертную казнь заменяли высылкой сюда. Когда-то это возможно и было, но сегодня Якутия – это достаточно высокий уровень цивилизации, потому что столько интеллигентных людей я не видел нигде.

Вначале я еще не мог четко разграничить для себя, что такое шаманизм, язычество, олонхо. Было удивительно слышать, как батюшки иногда приветствовали: «Добро пожаловать на землю Олонхо!» А до этого мне объяснили: олонхо – это народный эпос, почти язычество. И трудно было понять, как православный батюшка может так говорить? Оказалось, все не так.

Когда меня пригласили в экспертный совет Министерства юстиции РС(Я), где мы занимались регистрацией некоммерческих религиозных организаций, открыл для себя культуру Якутии, а она познакомила с  новым видом философии.

На богословском факультете нам, студентам, рассказывали о греческой философии, немецкой и т.д.  А тут я узнал, что есть еще один ее вид - он называется «олонхо».

Это устное народное творчество, где осуждается гордыня, воровство. Его герои знают, зачем они живут, знают, что существует воздаяние и т.д. А когда увидел исполнение олонхо горловым пением, во время которого  человек имитирует ржание лошади, стук копыт, то понял, как посредством олонхо веками шло воспитание народа. Как длинными вечерами в юртах, где собирались целыми семьями, по сути, формировался его дух.

Я всегда говорил студентам: надо научить свою совесть отличать добро от зла, выбирая первое. Тогда совершать преступления будет невозможно. А совесть – это голос Божий. И этот голос надо слушать, приучая себя к этому с детства. Пусть читают своим детям Священное Писание и «Олонхо» - там масса примеров, что случается с бессовестными людьми.

 

Не надо жить стереотипами!

- Для меня Якутия - это место, где я будто прожил вторую жизнь. Здесь планетарно другое измерение.

Это не провинция, потому что в Якутске очень чувствуется ритм столицы. Здесь постоянно звучат слова: «президент», «Госсобрание», флаги», «решили». Именно здесь, я, во-первых, понял, как важно не жить стереотипами. А во-вторых, научился по-настоящему любить свою землю, разделяя понятия «политика» и «Родина». И на Россию смотрю уже не с позиции «здесь и сейчас», а с точки зрения многих веков ее истории, через отсвет золота ее хлебов и икон. К этому чувству себя надо приучать, и оно отблагодарит тебя: ты будешь рад тому, где живешь, и тому, что имеешь.

Именно в Якутии научился любить свое служение, и людей, которые меня окружают. Точнее, этому меня научили священники и простые прихожане.

Я считаю, что должен помнить добро, которым встретила меня  Якутия, и обязан его возвращать. И значит, вдалеке от нее буду всегда говорить о ней правду, стараясь сохранить славные имена тех людей, которые здесь живут.

 

Елена ВОРОБЬЕВА