• Просмотров: 1468

Служение Русской Православной Церкви в Якутском крае

Год 380-летия вхождения Якутии в состав России знаменует собой и 380—летие Православия на этой суровой земле. Интересные наблюдения над процессом становления  христианской веры в крае сделал епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов, 1963-2010).

Статья приснопамятного владыки была опубликована в сборнике материалов православных конференций «На службе Богу и якутскому народу» (Якутск, 2006) и в интернет-журнале Сретенского монастыря «Православие.Ru». Считаем необходимым по случаю юбилея вновь представить Вашему вниманию данную статью. Ниже приведены выдержки из названной публикации.

Вот уже более 370 лет назад, в самом начале XVII в., первые отряды красноярских казаков, достигшие берегов реки Лены, положили начало не только процессу освоения новых земель, но и распространению христианской веры. Традиционно служилые люди, переезжая с места на место, имели при себе походные часовни с иконами  или же возводили их в местах своего временного пребывания. Поэтому не случайно и енисейский казачий сотник Петр Бекетов, построивший на правом берегу Лены в 1632 г. Ленский острог, сразу же возвел в нем и первую деревянную часовню в честь Святой Троицы. Эту часовню и принято на сегодняшний день считать первым церковным сооружением во всей Восточной Сибири. С нее началось построение Церквей и часовен по всему краю. Однако своих священников в казачьих отрядах не было, поэтому службы в них совершались крайне редко и, как правило, случайными священниками-миссионерами. Поэтому уже первые русские жители многочисленных якутских заимок, острожков и крепостей были весьма озабочены этой проблемой.

Вместе с освоением русскими первопроходцами этого сурового и обширного края начался процесс знакомства северных народов с русской христианской культурой, а через это постепенное приобщение и к общеевропейской культуре. Русские поселенцы, пришедшие вслед за казаками, не были «штатными» миссионерами, но с их приходом для народов Восточной Сибири начинается совершенно новый этап исторического развития. Пришельцы строили крепости-города, занимались хлебопашеством и огородничеством, устанавливали торговые и культурные связи с местными жителями, знакомились с их культурой и языками. Они не насаждали русскую культуру и религию. Они просто жили, трудились, молились и общались на местном наречии.

Уже в августе 1638 г., учитывая мирный характер местных жителей, царское правительство учредило самостоятельное Якутское воеводство с центром в Ленском остроге. Казачий воевода смотрел за порядком и освоением новых земель, а главное – за сбором «ясачных денег», но при этом никакой христианизацией местного населения специально не занимался, поскольку это не входило в круг его задач. Да и перед Русской Православной Церковью царское правительство никакой миссионерской программы на этом этапе не ставило, если местные жители и принимали крещение, то это происходило крайне редко и, как правило, в особых случаях.

Новообразованное воеводство было приписано к недавно учрежденной Тобольской епархии, в состав которой вошла вся территория Сибири. И все же правительство озаботилось церковным окормлением живущих на новых землях христианах, поэтому из Москвы в июне 1641 г., вместе с назначенными воеводами – стольниками П.П. Головиным и М.Б. Глебовым, в Ленский острог прибыли первые церковные посланцы. Их было всего пять человек: два иеромонаха, два женатых священника и соборный диакон. По решению тогдашней церковной власти священники прибыли из Казани специально для того, чтобы «на реке Лене без попов не было, и служилые люди без покаянья и причастия не помирали».

Основной задачей священнослужителей было духовное окормление русского населения, а также знакомство с местным бытом, обрядами, языком и культурой местных жителей. От Тобольского митрополита они получили антиминс и строгий наказ крестить только тех местных жителей, кто этого пожелает по «своей воле». Однако якутские воеводы охотно поощряли крещение местных жителей. Они даже выплачивали новокрестившимся денежное и хлебное жалование и освобождали на какое-то время от уплаты ясака. Но в этом был некий тонкий расчет, так как служилые люди, как правило, приезжали неженатые и поэтому, естественно, стремились завести семью на новых землях или, как тогда говорили, «остепениться». Поэтому если крестился ясачный мужского пола, то он получал возможность поступить на «государеву службу», а если женщина, то, как правило, она тут же выдавалась замуж за одного из служилых русских людей. Так стали возникать первые смешанные семьи. Обычно всем желающим учинялся «допрос» у воеводы, который выяснял – своею ли волею они хотят принять крещение? Только после этого священники получали разрешение крестить их.

Летом 1643 г. воевода П.П. Головин построил Якутский острог, который сразу же приобрел значение административного и церковного центра в уезде. Здесь же были воздвигнуты и первые храмы – в честь Святой Троицы и во имя преподобного Михаила Малеина. Теперь уже сюда присылались из Тобольска священники для совершения служб и приходили местные жители, желающие принять крещение.

При императоре Петре I политика царского правительства в вопросе христианизации коренных народов Сибири резко изменилась и был впервые поставлен вопрос об их массовом крещении.

Весьма важным церковным событием стало построение в 1663 г. в Якутске, по инициативе служилых людей, Спасского мужского монастыря. Этот монастырь на многие годы стал основным очагом духовной, культурной и хозяйственной жизни в Восточной Сибири, ее церковным форпостом. Его немногочисленная братия, кроме совершения служб и треб, занималась распространением азов православной веры и грамотности среди местного населения. Своей личной благочестивой жизнью они служили добрым примером для местных жителей. Сюда же присылались церковные миссионеры, которые вместе с казачьими отрядами достигали весьма отдаленных мест. При этом им часто приходилось выступать в роли первых посланников не только христианской, но и русской культуры. Они изучали язык, нравы и обычаи северных народов, ими были составлены первые молитвы на языках народов Севера, их труды способствовали дальнейшему духовному просвещению Восточной Сибири.

Миссионерскими трудами особо прославились иеромонах Макарий, проповедовавший на реках Индигирке и Колыме в 1668–1680 гг., и архимандрит Мартиниан, специально присланный митрополитом Тобольским Филофеем (Лещинским) в 1705 г. в Якутск «на заморские реки для проповеди слова Божия и исполнения церковных потреб». Благодаря проповедническим трудам о. Мартиниана Православие распространилось и на Камчатский полуостров.