• Просмотров: 1829

Беседа с советником епископа Якутского и Ленского, заместителем директора Института Олонхо А.В. Мигалкиным

…Однажды, много лет назад,  Афанасий Васильевич Мигалкин, тогда еще работник районного комитета ВЛКСМ, составил самодельный календарь, который тут же разошелся по рукам.

 

Он выписал на листке бумаги все церковные праздники и оказалось, что многие из этих дат – едва ли не калька того народного, хозяйственного календаря, по которому якуты жили из века в век. Календаря,  согласно которому в  Саар Константин они начинали охоту на турпанов, в Петров день – сенокос, а до Спаса торопились закончить все основные летние хлопоты, потому что поcле него начинаются дожди…

В эпоху тотального атеизма это, наверное, можно было бы списать на случайное совпадение. Сегодня же, когда исторические факты избавляются от ретуши, они все чаще становятся реальным подтверждением тому, что православие действительно давно и прочно вошло не только в быт якутского народа, но и в его бытие. А потому стоит ли ломать копья в бесконечных и бесплодных Интернет-дебатах, споря о том, какая вера для него «роднее»?..

Именно об этом мы говорим с советником епископа Якутского и Ленского Романа, заместителем директора института Олонхо - Афанасием Васильевичем Мигалкиным.

– Афанасий Васильевич, если вернуться к той давней истории с календарем… Вам тогда не попало за это? Все-таки комсомольский работник, должны были молодежь в духе атеизма воспитывать…

– Как ни странно, нет! Хотя я его раздал многим из коллег, вплоть до тогдашнего первого  секретаря райкома партии. Наверное, потому что документ этот оказался и полезным, и поучительным.

Действительно, параллели между православными праздниками и  привычным укладом жизни  якутов прослеживаются очень четко. Ведь ни раньше, ни позже, а именно в Покров день, земля покрывается снегом и начинается зима. К 14 сентября, Семенову дню, они должны были из летних жилищ перейти в зимние… Так что у каждого святого были как бы свои «обязанности».

Даже народные верования – и те увязаны с именами святых. Считается, что в первый Афанасьев день отваливается первый рог Быка, олицетворяющего зиму, во второй Афанасьев день – второй рог. Ну, а в третий падает голова Быка, после чего приходят теплые дни. Так что наш житейский календарь очень тесно увязан с православным.

– Почему они так органично переплелись за те четыре века, когда сюда впервые пришло православие?

– Якуты всегда верили в единого Бога, в того, который создал все. Ведь Айыы Тойон (Господь Бог) не случайно переводится как «творец». У нас в крови, что нас кто-то создал. Что мы, простите, не от обезьяны…

В семнадцатом веке сюда пришли первые казаки, вместе с ними  церковь. Тогда же появились и первые крещеные якуты. Более того, есть некоторые данные о том, что и первые переводы молитв на якутский язык, например «Символ веры», датирован тоже семнадцатым веком. Надо думать, такое скорое принятие православия можно объяснить одним – тем, что оно по духу отвечало народной философии о происхождении и устройстве мира.

При этом в исторических хрониках нет фактов о насильном крещении якутов. В царских указах, напротив, говорится о том, что нужно с любовью относиться к местным народам…

– В Якутии особо почитаем Николай Чудотворец. Почему?

– Жизнь коренных народов Севера – очень сложная в силу того, что проходит в экстремальных условиях, – во многом зависит от удачи. В частности, охотничьей. А кто здесь первый помощник? По народным верованиям, Байанай. В православии – Николай Чудотворец. При этом интересно то, что в сознании народа два этих образа как бы переплелись. Вот почему его у нас очень любят.

Кстати, первые попытки отучить якутов от идолопоклонства сами же якуты начали предпринимать еще в ХVIII веке. В 1789 году Алексей Аржаков, глава Борогонского улуса, был принят Ее Императорским величеством Екатериной Второй. Он представил ей план о якутах, в котором были заложены основы взаимоотношений коренных народов Якутии и Российского государства. И вот там наряду с экономическими вопросами он говорил о развитии духовности, нравственности, образования.

В этом документе есть пункт, в котором речь идет об открытии училища на казенном содержании для якутских детей, чтобы, как там было написано, «они отказались от невежества, идолопоклонства» и т.д.

Любопытно и то, что в словарный обиход очень быстро вошли переводы на якутский язык базовых понятий религии.  Например, сохранился документ, подписанный якутскими главами крупнейших в ту пору улусов Якутии – Кангаласского, Борогонского, Ботуруссого, Намского. Они так и пишут:  Айыы Тойон (что означало «Господь Бог»),  Аар Тойон («Иисус Христос»)...

– Этому, наверное, очень способствовало то, что стали доступны Священные книги на языке саха…

– Конечно, и кстати, в следующем году мы отметим 200-летие первой книги на якутском языке – она вышла в 1812 году. И нетрудно догадаться, что она была церковно-духовная. Но опять-таки: эти книги могли осесть мертвым грузом, если бы не были востребованы людьми… Между тем, уже в середине ХIХ века Святитель Иннокентий (Вениаминов) писал: «200-летний опыт общения с якутами показывает, что надо активно вести работу по переводу Священных книг на якутский язык». И не зря ведь на территории Якутии массовое строительство церквей шло не по чьей-то команде сверху, а по желанию самих людей. Потому что все церковные дела творились из народных побуждений.

Пройдут годы и Алексей Алексеевич Кулаковский, основатель новейшей якутской литературы, в «Письме якутской интеллигенции» будет благодарить русский народ за дарование нам  православной веры. Платон Алексеевич Ойунский, основоположник советской якутской литературы, даже будучи коммунистом, назовет православие «идеально белой религией», то есть незапятнанной. А Суорун Омоллоон, начавший восстанавливать храмы еще при советской власти, запишет: «Православная религия – это историческая религия якутского народа». Так великие мыслители якутского народа оценят то, что дало нам православие.

– Тем не менее двадцатый век сделал много для того, чтобы веру разрушить. В девяностые годы начался не только великий хаос, но и великие искания: кто мы,  для чего рождаемся на свет и куда уходим потом? Я знаю людей, которые за эти годы успели «попробовать» себя во всех верованиях, включая язычество…

– Попытки развернуть людей к язычеству есть не что иное, как стремление низвести народ до племенного сознания, одни из которых утверждают, что произошли от жаворонка, другие – от собаки и т.д . Уже никто не скажет, когда впервые здесь появились якуты, но то, что они с древнейших времен верили в единого Бога, это несомненно.

Такие копания – наша это вера или нет, по-моему, лишь принижают якутов – великий народ, сумевший освоить территорию в 3 млн квадратных километров. Если бы они не верили в одного Бога, то этого народа давным давно уже бы не осталось: он оказался бы рассеян. Вера – вот что цементирует нас, так же как и любые другие народы.

Душа человека все равно приходит к истинной вере. Ведь все возникает из праха и все уходит в прах. И только тыын – душа – это вечно…




Беседовала Елена Воробьева

ИСТОЧНИК 

{jcomments off}