"Соблюдение этикета"

  • Олег
  • Олег аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
12 года 6 мес. назад #1041 от Олег
Олег создал эту тему: "Соблюдение этикета"
Поведение при разговоре

Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, полученной им в таинстве Священства, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности и уважения. При общении со священнослужителем необходимо следить за тем, чтобы речь, жесты, мимика, поза, взгляд были благопристойными. Это значит, что в речи не должны встречаться экспрессивные и тем более грубые слова, жаргон, которыми полна речь в миру. Жесты и мимика должны свестись к минимуму (известно, что скупая жестикуляция есть признак воспитанного человека). В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определенное расстояние. Нарушение дистанции (чрезмерно близкое нахождение к собеседнику) есть нарушение норм даже и мирского этикета. Поза не должна быть развязной, тем более вызывающей. Не принято сидеть, если священник стоит; садятся после предложения сесть. Взгляд, который обычно менее всего подвластен сознательному контролю, не должен быть пристальным, изучающим, ироничным. Очень часто именно взгляд - кроткий, смиренный, потупленный - сразу же говорит о человеке воспитанном, в нашем случае - церковном.
Вообще следует всегда стараться выслушать другого, не утомляя собеседника своими многоречием и словоохотливостью. В разговоре же со священником верующий человек должен помнить, что через священника как служителя Тайн Божиих может часто говорить Сам Господь. Поэтому-то так внимательны бывают прихожане к словам духовного наставника.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Олег
  • Олег аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
12 года 6 мес. назад #1042 от Олег
Олег ответил в теме "Соблюдение этикета"
Обращение к диакону

Диакон является помощником священника. Он не имеет той благодатной силы, которой обладает священник и которая дается в таинстве рукоположения во священника. В силу этого диакон не может самостоятельно, без священника, служить литургию, крестить, исповедовать, соборовать, венчать (то есть совершать таинства), отпевать, освящать дом (то есть совершать требы). Соответственно к нему и не обращаются с просьбой о совершении таинства и требы и не просят благословения. Но, безусловно, диакон может помочь советом, молитвой.
К диакону обращаются со словами: "отец диакон". Например: "Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?". Если хотят узнать имя священнослужителя, спрашивают обычно следующим образом: "Простите, какое ваше святое имя?" (так можно обращаться к любому православному). Если употребляется имя собственное, то ему должно предшествовать "отец". Например: "Отец Андрей, позвольте задать вам вопрос". Если говорят о диаконе в третьем лице, то следует говорить: "Отец диакон сказал мне...", или "Отец Владимир сообщил..", или "Диакон Павел только что ушел".

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Олег
  • Олег аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
12 года 6 мес. назад #1043 от Олег
Олег ответил в теме "Соблюдение этикета"
Взаимоприветствия мирян

Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга "брат" или "сестра". Эти обращения довольно часто (хотя, может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства) употребляются в церковной жизни. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: "Братья и сестры". Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: "Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие". В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина - тоже братья.
В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, зовут только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу).
При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).
Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: "Прости, брат (сестра)". - "Бог простит, ты меня прости". Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): "Всего доброго!", но: "Храни, Господи", "Прошу молитв", "С Богом", "Помощи Божией", "Ангела хранителя" и т.п. Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, - то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: "Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех" или "Простите, но на это нет благословения моего духовника". И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Олег
  • Олег аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
12 года 6 мес. назад #1044 от Олег
Олег ответил в теме "Соблюдение этикета"
Как приглашают священника для исполнения треб

Иногда требуется пригласить священника для исполнения так называемых треб.
Если священник вам знаком, можно пригласить его по телефону. При телефонном разговоре, как и при встрече, непосредственном общении, не говорят священнику: "Здравствуйте", но строят начало разговора так: "Алло, это отец Николай? Благословите, батюшка" - и далее кратко, лаконично сообщают цель звонка. Заканчивают разговор благодарением и вновь: "Благословите". Или у священника, или у стоящего за свечным ящиком в храме нужно выяснить, что надо приготовить к приходу батюшки. Например, если священник приглашен причастить (напутствовать) болящего, необходимо подготовить больного, прибрать комнату, увести собаку из квартиры, иметь свечи, чистый плат, воду. Для соборования же необходимы свечи, стручцы с ватой, масло, вино. При отпевании необходимы свечи, разрешительная молитва, погребальный крест, покрывало, иконка. К освящению дома готовят свечи, растительное масло, святую воду. На приглашенного для требы священника обычно тягостное впечатление производит то, что родственники не знают, как вести себя со священником. Еще хуже, если не выключен телевизор, играет музыка, лает собака, ходит полуобнаженная молодежь.
По окончании молитв, если это позволяет обстановка, священнику можно предложить чашку чая.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Олег
  • Олег аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
12 года 6 мес. назад #1045 от Олег
Олег ответил в теме "Соблюдение этикета"
В церкви необходимо соблюдать определенные правила, чтобы не оскорбить своим поведением других молящихся. В храме часто встречаются такие люди: по их растерянному взгляду сразу можно понять, что здесь они впервые, свечку не вовремя поставят, про платочек забудут – и на них уже налетают всезнающие бабушки (несомненно, они есть в любом храме) с осуждением. Смотришь, как они, бедные, сконфузившись, уходят из храма, и с грустью понимаешь, что они сюда больше не вернутся. Порыв души или даже потребность в общении с Богом жестко прерывается из-за каких-нибудь брюк вместо юбки или отсутствия платка на голове. Поэтому перед посещением православного храма обязательно ознакомьтесь с правилами поведения в нем.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Олег
  • Олег аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
12 года 6 мес. назад #1046 от Олег
Олег ответил в теме "Соблюдение этикета"
ОБЩИЕ ПРАВИЛА
Церковь - место присутствия Божия и пребывать в ней следует с благоговением и любовью.
Подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас.
Одежда
Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает.
Женщины не должны приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Господь зрит не на лица, а на сердца людей. Голова женщины должна быть покрыта платком, косынкой или шарфом.
Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной неопрятной одежде.
Поклонение святыням
При прикладывании (лобызании) к Святому Евангелию, честным мощам и иконам следует в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать по два поклона пред целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых - в ручку; к иконе нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - в косу власов.
Следует прикладываться к иконам, оставив в стороне объемные сумки.
ПЕРЕД ВХОДОМ В ХРАМ
Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон, - если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом (земном) поклоне нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли.
Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть и освятил наши чувства, а после на правое и на левое плечи - для освящения наших сил телесных.

Затем произнести краткую молитву:

Боже, милостив буди мне, грешному (поклон).
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон).
Создавый мя, Господи, прости мя! (поклон).

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Олег
  • Олег аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
12 года 6 мес. назад #1047 от Олег
Олег ответил в теме "Соблюдение этикета"
Во время богослужения

Стояние

Мужчины, по древнему обычаю, становятся в храме с правой стороны, а женщины с левой. В церкви во время богослужения полагается стоять лицом к алтарю.
Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паримей (чтений из Ветхого и Нового Завета на Великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). Но исключения делаются для болящих и особо утомленных.
Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю.
Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых ангелов и святых.
Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием.
Если вы пришли в храм во время Богослужения, лучше воздержаться от того, чтобы, протискиваясь сквозь молящихся, ставить свечи перед иконами. Свеча - жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая жертва - "дух сокрушен", смиренное осознание своей греховности перед Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.
По возможности, воздержитесь от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или кощунственного поведения. Нарушающему нормы поведения замечания допустимо делать в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе.
Недопустимо хождение по храму во время службы, тем более ведение разговоров.
Тем более не следует передвигаться, покупать и ставить свечи, прикладываться к иконам во время важных моментов богослужения:
при выходе священника с кадилом
при чтении Шестопсалмия,
при выносе Евангелия и во время его чтения,
при пении "Милость мира..." до возгласа священника "В первых помяни..."
при пении Символа веры и "Отче наш",
при выносе Святой Чаши (Потира).
По возможности не следует покидать храм до окончания Богослужения.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Олег
  • Олег аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
12 года 6 мес. назад #1048 от Олег
Олег ответил в теме "Соблюдение этикета"
Дети в храме
Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.

Поклоны и Крестное знамение
Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние.
Перед началом всякого богослужения полагаются три поясных поклона. На всех службах при чтении или пении "Приидите поклонимся...", при троекратном "Аллилуиа...", на "Святый Боже..."; на "Буди Имя Господне..."; на "Слава в вышних Богу" и при возгласе священника "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе" полагается сделать поклон. Только посреди чтения шестопсалмия поклоны не кладутся, но совершается крестное знамение.
Осеняй себя крестным знамением и твори поясной поклон: во время ектений при возгласе "Господи, помилуй" или "Подай, Господи" вместе со священнослужителем; когда священнослужитель осеняет присутствующих в церкви крестом, или Евангелием, или Чашей, или святой иконой.
При начале чтения или пения Символа веры, чтения Евангелия, Апостола или паремий положено осенять себя крестным знамением без поклона.
Когда священник произносит: "Мир всем", "Благодать Господа нашего Иисуса Христа...", "Главы ваша Господеви приклоните"; во время чтения Евангелия, каждения, осенения свечами или благословения рукой следует преклонять голову.
Во время открытия Царских врат надо поклониться.
Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все крестятся, преклоняя голову, а когда архиерей осеняет молящихся свечами (дикирием и трикирием) или когда священник благословляет рукой, а также когда кадят к предстоящим, то креститься не следует, а только преклонить голову; лишь в святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, возглашая: "Христос Воскресе!" - все крестятся и восклицают: "Воистину Воскресе!" Этим мы благоговейно отвечаем на действие священнослужителя, освящающее нас силою благодати Божией.
Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, что характерно для иудеев, - только правую, через которую преподается благословение.
Земные поклоны
Земные поклоны следует совершать по окончании молитвы "Тебе поем"; в конце молитвы "Достойно есть"; в начале молитвы "Отче наш", при выносе Святых Даров для причащения, при благословении Святыми Дарами; возгласе "Всегда, ныне и присно и во веки веков" и "Богородицу и Матерь света..."
Не следует творить земных поклонов и преклонять колена после причащения Святых Таин и в дни воскресные, великие праздники, а также от Святой Пасхи до Пятидесятницы, от Рождества Христова до Крещения Господня (Святки), так как в эти дни вспоминается наше примирение с Богом.
Святое Причастие
Ко Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника (причащаться без исповеди разрешается детям до семи лет). Готовящиеся к Причащению обязательно должны быть накануне за вечерним Богослужением и ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи.
Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками - правая поверх левой.
Подходи к Чаше с великим благоговением и страхом Божиим и с верою и любовию ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй Чашу, но не крестясь и осторожно, чтобы случайно не толкнуть ее, затем отойди к столику запить Причастие теплотой. После Причастия выслушай (или прочитай) со вниманием благодарственные молитвы.
По окончании Литургии подойди и приложись ко кресту, который дает верующим священник около алтаря.

ПО ВЫХOДЕ ИЗ ХРАМА
Благословение
Должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии.
Общее
Выходя их храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением.
Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.
Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.
Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением, чтобы питаться им. Только тогда каждый согреет свое сердце, возбудит свою совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Галина
  • Галина аватар
  • Посетитель
  • Посетитель
12 года 6 мес. назад #1064 от Галина
Галина ответил в теме "Соблюдение этикета"
Олег писал(а):
Одежда
Женщины не должны приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Господь зрит не на лица, а на сердца людей. Голова женщины должна быть покрыта платком, косынкой или шарфом.

У нас в храме в целом все женщины одеты элегантно и просто. Изредка приходят в брюках и джинсах. Особо их ни кто и не дергает. Как правило – это те, которые в храм заходят изредка.
Но я наблюдала и другую картину в Москве в Покровском ставропигиальном женском монастыре. Дело было летом. Стояла не вероятная жара. В 10 утра уже было 30 градусов. Народу было не просто много, а очень много. Практически все женщины были в цветных сарафанах или платьях (с открытыми руками, но длина юбок ниже колен) и в легких практически воздушных платках. В основном все стояли в очередь поклониться и помолиться мощам Матроны, вторая очередь к иконе. Кто – то сидел на скамеечках в сквере (кстати двор монастыря не большой, но очень красивый, выложен плиткой, сквер оформлен в лучших традициях ландшафтного дизайна). В какой – то момент во двор монастыря зашла небольшая группа молодых женщин (на мой взгляд от 25 до 35 лет). Практически весь народ дружно повернул голову в их сторону. Зрелище было не приятное. Обувь а-ля «прощай молодость», длинные темные юбки, мешковатые блузки, темные платки на засаленных волосах и рюкзаки. Мне кажется, такой стиль одежды - это свидетельство внутренней слабости православных, которую они возмещают внешними знаками отличия - неброскими мрачными тонами, чтобы подчеркнуть свое «смирение», но, как правило, это не имеет никакого отношения к настоящему смирению.
Конечно в целом сказывается наши советское прошлое, когда модную одежду надо было «доставать». А сейчас мы одеваемся у кого сколько денег в кошельке. В итоге мы утеряли вкус, зато некоторые стали говорить, что говорить об одежде недостойно мыслящего человека, а в особенности христианина (правда есть и обратный вариант разговоры крутятся только вокруг «шмоток», украшений, поездок по курортам, походам по клубам и т. д. – это другая крайность). И получается парадокс храм божий мы украшаем. В том же Покровском монастыре шла реставрация храмов и строений и на фоне этой красоты – вид замарашек.
Ну и что в итоге. Я считаю, что некоторые стили одежды, которых, собираясь в церковь, лучше избегать целиком и полностью. А именно: спортивный, пляжный, фольклорный и эротический. Эти стили хороши в соответствующей обстановке, а вот в церкви футболки, парео, блестки, гипюровые блузки и обтягивающие кофточки и юбки смотрятся неуместно. Лучше всего, чтобы одежда была комфортной, не мешала двигаться и совершать поклоны. Вопреки традиции я вовсе не являюсь сторонницей длинных юбок. Причина проста – такую юбку нужно уметь носить. А в нашем зимнем климате еще и не уместна. Короче говоря, мое мнение таково – одежда должна быть аккуратной, скромной и комфортной, чтобы не мешать молиться на достаточно долгих службах.
Кстати откуда то знаю, может я и не права, что в храм лучше приходить в белом платке или шарфе. *17*

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.