О диспуте с протестанствующими.

Больше
12 года 10 мес. назад - 12 года 10 мес. назад #413 от Протоиерей Владимир
Протоиерей Владимир создал эту тему: О диспуте с протестанствующими.
о. Анатолий, тему перенес сюда. Протоиерей Владимир.

иерей Анатолий Астафьев писал(а):
Здравствуйте дорогие братия и сестры. Читал последние посты. Печально. Я замечаю, что антицерковные настроения в обществе нарастают. Таких людей как «Наиля», «Крис», «Френд» в целом не так много, но их агрессивность усиливается. Когда-нибудь снова начнется - «христиан ко львам». А вдруг при нашей жизни? В состоянии глумления есть, несомненно, что-то бесовское. Мне многие религиозные движения не нравятся (т.е. я не считаю их истинными) но это совсем не значит, что над ними нужно поглумиться. Помоги Господь этим людям. Но христианин в любой ситуации может получить для себя пользу. Давайте представим, что мы с вами работаем на антисектантском тренажере. Цель – быть готовым в любой момент дать ответ о вере. Для этого нужно обязательно заниматься самообразованием. Что можно узнать, прочитав форум и дискуссию с «Наиля», «Крис», «Френд». 1. Мы видели типичное сектантское мышление и реакцию, которая отличается а) неумение слушать, б) очень поверхностным знанием православия, традиционного протестантизма, церковной истории и истории вообще, в) вольным обращением с текстом Писания, г) аргументы противной стороны не принимаются, если аргументы серьезные их просто не замечают, д) цитатничество – т.е. ссылки на авторитет Писания и вырывания из контекста отдельных фраз, е) активная заточка на дискуссию именно с православными, ж) сектант вообще убежден, что он чуть ли не первый христианин на земле, для них нет авторитетов, даже если вы им докажете что ваша позиция совпадает с апостольской, они спокойно скажут, что апостолы то же люди и могли ошибаться, это из личного опыта общения с Ленскими сектантами, типично – Лютер про послание апостола Иакова – «соломенное», т.е. не имеющее для него значения. 2) Практически все дискуссии вертятся вокруг одних и тех же тем (священство, крещение младенцев, отношение к святыням и т.п.) которые сводятся в свою очередь к одному – скажем нет авторитету Церкви. 3) Не уважительное, порой оскорбительное отношение к оппоненту (хотя в миссионерском плане это может принести нам пользу) 4) Сектантов можно условно разделить на 2 группы а) имеющее собственное вероучение, б) смутно представляющих, во что они сами верят. Ведение дискуссии с каждой из групп имеет свои особенности. В принципе не нужно изобретать колесо. Все аргументы сектантов известны давным-давно. Ответы на них христианских апологетов тоже известны. Первые секты появились при апостолах. Особенно активно с ними боролся ап.Иоанн Богослов. Святой Ириней Лионский, уже в недалекие от апостолов временна, в своей книги о ересях классифицировал несколько десятков сектантских движений. Поэтому, предлагаю составить на форуме тезисный план бесед с сектантами, что бы этим планом мог воспользоваться любой верующий. Составлять прямо по темам. Начать предлагаю с краткой формулировки вероучения (не только символ веры, а понятие о Троице, природе Христа). Думаю лучше о.Ефрема с этой частью никто не справиться. И еще братья и сестры, помните, как бы мы не хотели всех вытащить из этого болота мы это не сможем. Наиля, в конце концов, сама делает свай выбор, но кто-то нас и услышит. И еще, общение с сектантами это как работа в радиоактивной зоне, помните, что мы сами, общаясь с ними, подвергаемся определенной духовной опасности. С преподобным преподобен будешь, со строптивым развратишься. Всех целую, обнимаю. Цитата. Если человек будет помнить изречение Писания: «от словес бо своих оправдаешься и от словес своих осудишься (Мф. 12:37), то решится лучше молчать. Авва Пимен.

Мир всем. С уважением протоиерей Владимир.
Последнее редактирование: 12 года 10 мес. назад от Протоиерей Владимир.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 года 10 мес. назад - 12 года 10 мес. назад #414 от Протоиерей Владимир
Протоиерей Владимир ответил в теме О диспуте с протестанствующими.
Пост Наили.

Наиля писал(а):
иерей Анатолий Астафьев писал(а):

Я замечаю, что антицерковные настроения в обществе нарастают.

Я вам даже могу сказать - почему? Сказать?

Таких людей как «Наиля», «Крис», «Френд» в целом не так много, но их агрессивность усиливается.

На самом деле людей читающих Библию и верующих в Бога много, очень много. Тех кто её не читает, а слушает попов + ещё и сам придумывает - миллионы.

Мне многие религиозные движения не нравятся

Ни я, ни Френд, ни Крис, ни другие не принадлежат к никакой религиозной организации, в отличии от вас, честь которой вы готовы защищать хоть с оружием в руках.
Все мы верим в Бога, а не в традиции, и не в людей - попов. У кого не спросишь - ты зачем яйца покрасил на пасху - НИКТО не знает, зато все красят. Ты зачем Вербу заломал на какой-то там праздник - не знают, почему вилки на поминках нельзя - не знаю. *38* Но все делают.
Я этого делать не буду.

Цель – быть готовым в любой момент дать ответ о вере.

А вот это уже хорошо. А то Владимир нас всех баном пугает. А против этого мы бессильны.
А общению каждый из нас рад, только по-честному.

Для этого нужно обязательно заниматься самообразованием.

Да-да, прочитать для начала Библию.

Что можно узнать, прочитав форум и дискуссию с «Наиля», «Крис», «Френд». 1. Мы видели типичное сектантское мышление и реакцию,

назовите мне название моей секты, иначе я назову вас лжецом!

а) неумение слушать,

Ну почему же, я познакомилась с вашей сектой настолько близко, что вы себе даже представить не можете. Хоть и не крещена в ней, Слава Богу, родители уберегли.

б) очень поверхностным знанием православия, традиционного протестантизма, церковной истории и истории вообще,

Вы свои эти сказки оставьте себе, мне они не интересны, была бы здесь Крис, она бы вам объяснила, в какой момент падая с кровати обычно приходит озарение вашей братии. *1*

е) активная заточка на дискуссию именно с православными,

Ложь! Мне без разницы с кем говорить. Библия одна, деноминаций много, просто этот форум исключительно православный. Я имею опыт общения и на межконфессиональных форумах!

для них нет авторитетов,

Для нас может быть Один авторитет - Иисус Христос, и Его Слово, всё остально ваше предание и фантазии, они мне не интересны.

даже если вы им докажете что ваша позиция совпадает с апостольской, они спокойно скажут, что апостолы то же люди и могли ошибаться,

Очередная клевета в наш адрес. Врать между прочим некрасиво, особенно иереям, но можно, вам все можно.

2) Практически все дискуссии вертятся вокруг одних и тех же тем (священство, крещение младенцев, отношение к святыням и т.п.)

были адвентисты, мы говорили с ними о субботе и десятине. Так что не придумывайте, с вами я готова говорить на любую тему но только по Библии.

Первые секты появились при апостолах.

Ваша организация одна из них. Именно поэтому никто из нас не признает христианство в качестве организаций со своими лидерами и убеждениями. У нас один лидер - Христос, и Ему Одному должно поклоняться, а не иконам, мощам, крестам и прочей языческой атрибутике.

Если хотите, можете называть нас как внеконфессионалы. Это все равно не соответствует в полной мере тому что есть на самом деле, но во всяком случае вам многое станет понятно.

Наиля, в конце концов, сама делает свай выбор,


Да, но никто не придет к Отцу, если Он не призовет, на вас Он похоже давно махнул рукой. *4*

что мы сами, общаясь с ними, подвергаемся определенной духовной опасности.

Точно, когда аргументов не останется, придется признавать своё поражение, не каждый на это способен.

Мир всем. С уважением протоиерей Владимир.
Последнее редактирование: 12 года 10 мес. назад от Протоиерей Владимир.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Наиля
  • Наиля аватар
  • Посетитель
  • Посетитель
12 года 10 мес. назад - 12 года 10 мес. назад #417 от Наиля
Наиля ответил в теме О диспуте с протестанствующими.
Владимир, я благодарю вас за тему созданную я так понимаю для меня, Френда, Крис - когда вернется, *17* и других участников, которые не во всем согласны с позицией православия. *1* А это тысячи христианских деноминаций, которые как утверждают строят своё учение на текстах Писаний, включая католиков и традиционных протестантов.

Я прошу местное священство дать определение слову "секта". Перечислить организации относящиеся к таковым, и участников данного форума, которые являются сектантами по их мнению.

Я постараюсь объяснить - почему это не так? Ну или соглашусь.
Надеюсь на конструктивный диалог!

Мир!
Последнее редактирование: 12 года 10 мес. назад от Протоиерей Владимир.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 года 10 мес. назад - 12 года 10 мес. назад #431 от Протоиерей Владимир
Протоиерей Владимир ответил в теме О диспуте с протестанствующими.
профессор Андрей Кураев



Методика диспута с протестантами

В последние годы у меня накопился опыт, который я предпочел бы не копить. Это опыт диспута с сектами, в том числе и с протестантскими. Исходя из этого опыта, я предложил бы людям, желающим отстоять православие от нападок протестантов, при беседе использовать следующие советы (исполнимые, естественно, только при том условии, что у собеседников есть достаточно времени для общения и взаимный интерес друг ко другу).

1. Начав обсуждение некоторой темы, не позволяйте ее сменить. Очень часто сектант, видя, что его заявление по данному вопросу не достигает нужного ему эффекта (потому что рассчитано на людей, не знакомых ни с Библией, ни с православной мыслью), быстро меняет тему: «ну, ладно, что мы с этими иконами, а вот скажите, почему вы…». Поэтому надо при начале дискуссии четко обозначить ее тему и попросить собеседника самостоятельно ее сформулировать или согласиться с вашей формулировкой обсуждаемой проблемы. И затем, до тех пор, пока этот сюжет не будет проговорен достаточно детально, не позволять перескакивать на иные темы, вновь и вновь возвращаясь к изначальной теме дискуссии: «Извините, у нас с вами разговор сейчас не об этом».

2. Внимательно проверяйте библейские цитаты, приводимые протестантами. Иногда они ставят точку там, где стоит всего лишь запятая, и от этого теряется значительная часть смысла.
Например, столь часто ими употребляемая библейская фраза «Бога не видел никто никогда» имеет продолжение: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». И если первая часть фразы явно говорит против всякой возможности иконописания, то вторая как раз открывает возможность для изображения: явленное изобразимо. Если приводят слова о том, что «Бог [...] не требует служения рук человеческих», то понудите дочитать эту фразу до конца: «как бы имеющий в чем-либо нужду» (Деян. 17, 24-25). Протестанты используют начало этой фразы как для отрицания крестного знамения, которым православные осеняют себя, так и для отвержения икон, не вдумываясь в то объяснение, которое ап. Павел дает своим словам в конце этого предложения. Чтобы понять эту мысль Апостола, надо задуматься – а только ли в служении рук человеческих Бог не имеете нужды? А в чем Он имеет нужду? В служении ртов человеческих, воспевающих «аллилуйя»? В служении ног человеческих (миссионеров, обходящих вселенную, чтобы возвестить Евангелие)? В служении кошельков человеческих, раскрываемых для уплаты церковной десятины? Бог действительно не имеет нужды ни в чем. Он – полнота всякого бытия. Не имеет Он нужды ни в мире, ни в людях, ни в наших душах. По слову одного православного богослова, «мы Богу не нужны; мы – желанны». Бог просто дарит нам Себя, Свою любовь. Он просит: приидите ко Мне не ради Моей нужды в вас, а ради вас самих; приидите не затем, чтобы Мне стало радостнее, а чтобы Вы жили. Поэтому не только служение рук человеческих не нужно Богу, но и служение сердец и служение совести. Богу не нужны Евангелия, написанные и издаваемые человеческими руками, но Евангелие нужно нам. Иконы не нужны Богу, но они нужны нам для того, чтобы чаще вспоминать о Боге. Крестное знамение напоминает нам о Жертве Любви – и что же плохого в этом напоминании? Богу оно не нужно. Означает ли это, что все, что не нужно Богу, не нужно и нам? Бог не требует пищи. Может быть, и нам не стоит есть? Богу не нужны самолеты. Может, и протестантские миссионеры перестанут к нам летать из Америки?

3. В ходе дискуссии вполне может оказаться, что оппонент использует взаимоисключающие аргументы и выдвигает обвинения, уничтожающие друг друга. Например, протестантам очень нравится собственная «современность», западность, и в принципе они считают себя на порядок образованнее православных. У православных-де – только невежественные суеверия, средневековая магия и языческие пережитки. А на стороне протестантов – вся мощь современной культуры. Поэтому, когда вам скажут: «вы, православные, Библию не изучаете, а лишь бездумно исполняете свои обряды», сложите эти слова у себя в сердце… Через некоторое время, после того как вы изложите собеседнику, например, православное богословие иконы или другие стороны православной мысли и жизни, ваш оппонент скажет нечто ровно противоположное: «Ну, это все умствования, это все философия. А у нас есть Библия, и христианину достаточно только ее одной». Итак, сначала он с апломбом заявлял, что православие слишком примитивно для того, чтобы быть истинным, а затем утверждает, что православие слишком сложно, чтобы быть истинным. В моих беседах с протестантами они следовали именно такому сценарию, и об этом я хотел бы предупредить других. Услышав же один за другим оба этих тезиса, предложите собеседнику все-таки определиться: либо православие для него слишком примитивно, либо слишком сложно…

4. Первой темой дискуссии я бы предложил избрать вопрос о христианском единстве. «Да будет одно стадо и один пастырь»; «Отче, да будут все едины» – это не только молитва Христа ко Отцу, но и Его заповедь нам. От протестанта надо услышать согласие с тезисом о том, что единство христиан есть благо, что христиане должны беречь единство и стремиться к нему. Лишь если некий человек или группа проповедует принципы, заведомо мешающие делу спасения человека, – лишь тогда можно прекратить с ними общение. В остальных же вопросах для любого христианина очевидно должен быть приемлем принцип, сформулированный блаженным Августином: «В главном – единство, во второстепенном – разнообразие, и во всем любовь». Христиане не имеют права разрывать единство Тела Христова лишь по обрядовым вопросам или из-за различий в педагогической или миссионерской методике. Поэтому каждая из наших претензий друг ко другу должна рассматриваться с учетом первосвященнической молитвы Спасителя о единстве христиан: достаточно ли это весомый повод для разрыва? Дерзнем ли мы на Страшном Суде перед Христом и в присутствии апостолов (особенно – апостола Павла, который так много учил христиан взаимной терпимости) сказать: мы порвали общение с этими христианами вот из-за этого повода? Разрыв же по недостойному поводу есть грех. Если этот раскол произошел из-за недостаточной осведомленности о воззрениях и практиках осуждаемой нами группы христиан – то это грех простительный. Если же раскол вдохновлялся лишь похотью власти или похотью противостояния, или похотью диссидентства («да, да, я знаю, что вы этот вопрос понимаете иначе, и что у вас есть основания толковать его иначе, но я все равно считаю единственно возможной лишь практику моей общины»), – то это грех уже несравненно более тяжелый. Этот грех из числа тех, что вопиют к Богу, к Его Суду и к Его отмщению.

5. Следующая тема для обсуждения и согласия – это собственно выявление предмета, материала дискуссии. Надо сразу условиться, что дискуссия носит богословский характер и что поэтому сравнению подлежат вероучительные позиции общин: не грехи тех или иных прихожан или пастырей, не отступления от вероучительных принципов, а сами принципы. Если выяснится, что православные не всегда следуют принципам своей же собственной Церкви, то это не повод для разрыва с православными. Это будет просто призывом к последовательности. Это будет призыв попробовать стать лучшим православным, чем некоторые из нас.

6. После этих предварительных соглашений первой темой для собственно богословского обсуждения я бы предложил избрать вопрос об интерпретации Писания. Не нужно слишком поспешно возводить своих оппонентов в ранг оппонентов Библии. Если человек не согласен со мной – может быть, это значит, что он всего лишь не согласен с моим пониманием Библии, а не с самой Библией и не с Богом. Расхождение православия и протестантизма – это расхождение толкований Слова Божия. Те или иные библейские стихи допускают весьма различное толкование и применение в жизни. И поэтому надо смотреть, какое же из толкований учитывает большее число библейских свидетельств. Здесь задача православного участника дискуссии – сбавить азарт протестантского собеседника, привыкшего считать, что его толкование Библии самоочевидно и что иначе понимать Писание просто невозможно.

Продолжение:

Мир всем. С уважением протоиерей Владимир.
Последнее редактирование: 12 года 10 мес. назад от Протоиерей Владимир.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 года 10 мес. назад - 12 года 10 мес. назад #432 от Протоиерей Владимир
Протоиерей Владимир ответил в теме О диспуте с протестанствующими.
Продолжение:

7. Переход к следующей части разговора будет легким. Протестантский собеседник к этому времени и так уже устанет из-за того, что ему не дают выпалить все то, что его научили осуждать в православии, и потому он с удовольствием начнет воспроизводить дежурные упреки в наш адрес. Иконы, крещение детей, почитание святых, «никого не называйте отцом», «если кто прибавит или убавит слово в книге сей», «Бог не требует служения рук человеческих», «спасение от веры»… Православное понимание этих вопросов было изложено выше319.

Но после того, как каждая очередная тема исчерпывается, требуйте от протестантского собеседника: теперь, когда Вы знаете, почему православие это делает и как оно это свое действие понимает, Вы по-прежнему считаете нас вероотступниками и язычниками? Считаете ли Вы именно этот вопрос достаточным поводом для нашего разделения? И не говорите мне, мол, «если бы все православные понимали это действительно так, как Вы мне только что изложили…», – мы же договорились, что сопоставляем вероучительные принципы наших богословских традиций, а не меру их понимания и исполнения некоторыми нашими прихожанами. Итак, этот вопрос не стоит раскола? И этот? И этот? Так, извините, из-за чего же Вы считаете православных неверными язычниками, из-за чего же Вы отделены от нас? И припомните хорошенько – на ком лежит грех неправомочного отделения? Мы, православные, отделились от баптистов или же протестанты отделились от нас? Наша разделенность – это Ваш грех, и, значит, на Вас лежит долг покаянного исправления…

Понятно, что покаяние есть действие благодати, а Дух дышит где хочет, и совсем не обязательно, что покаянное настроение действительно проснется в вашем собеседнике-протестанте именно в эту минуту. Но на рациональном уровне (а он зависит уже от нас) этот раздел беседы может иметь такое завершение: итак, Вы теперь знаете что, скажем, православное понимание иконопочитания не есть измена Слову Божию. Можете ли Вы дать мне, себе, Богу в конце концов, честное слово, что впредь Вы никогда больше не будете обвинять православных за почитание икон? А, может, Вы сможете у себя в общине призвать свою паству, своих учеников к тому, чтобы и они выбросили это ржавое оружие из своего арсенала? Обвинение, идущее от невежества – это одно. Но если человек уже знает реальное положение дел, но продолжает говорить нечто противоположное – это уже клевета. Зачем же Вам брать на душу грех лжесвидетельства? Обвиняя православных в мнимом нарушении второй заповеди, Вы с этого момента будете сами нарушать девятую заповедь (Втор. 5, 20: «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»).

8. На следующем этапе разговора предложите собеседнику экскурсию в мир православия. Раз уж мы христиане, то, может быть, за две тысячи лет христианской жизни и мысли мы накопили что-то такое, что могло бы пригодиться и Вам? Это прежде всего мир православной аскетики, антропологии, далее, это мир православной культуры (икона, храм, музыка) и мир православной мысли. Чтобы понять и принять эти наши нажитки и дары, даже не обязательно становиться православным. Православное богословие немало взяло за последние века у католического и у лютеранского богословия, но не перестало быть православным. Точно так же можно многое брать из православного мира, оставаясь протестантом (хотя, может быть, уже и не «южным баптистом»)320.

9. Теперь можно перейти к обсуждению тех проблем, что создает само себе протестантское богословие, то есть к обсуждению внутренних противоречий протестантизма. Самое главное из них – это попытка оторвать Библию от Предания, от Церкви. Адресат откровения – Церковь. Автор канона – Церковь. Библия составлена на внебиблейской основе. Кем именно эти книги включены в состав Писания? – Церковью. Церковь как литургическая община первичнее, нежели Церковь как община, слушающая чтение Писания. И когда еще не были собраны новозаветные книги, и даже когда они еще не были написаны – Церковь уже была, и в ней уже была Евхаристия. Сейчас мы сначала слушаем чтение Евангелия, затем причащаемся. Но в апостольскую эпоху было иначе: сначала устная проповедь апостолов и их учеников (предание), затем Причастие, и лишь много позже – получение списка «Евангелия от…». Церковь начала причащаться раньше, чем начала читать Новый Завет. И канон Нового Завета согласовывался с Евхаристией, а не наоборот. Мы причащаемся не потому, что так сказано в Новом Завете. Новый Завет христиане первых веков признали потому, что на его страницах они узнали тот же дух, что почувствовали на своих Вечерях. И противопоставлять книгу Церкви жизни Церкви, ее Преданию – это все-таки нелогично. В конце концов это вопрос о том, что оставил Христос после Себя: книгу о Себе или Самого Себя? Протестанты говорят, что Христос оставил сборник воспоминаний о Себе; католики – что Своим заместителем Он оставил папу. Православные утверждают, что Он просто Сам остался с нами «во все дни до скончания века». Протестанты заклеивают Христу уста и говорят: «не прибавляй ни слова!». Для протестантов книга – единственный способ общения с Богом, единственный путь познания Бога, единственная дверь, через которую они разрешают Богу входить в человеческую жизнь. Православие говорит, что Дух дышит, где и как хочет, и это Его дыхание и запечатлевается в истории христианства как Предание. Христос передает Себя, а не Свои заслуги, которые Отец соглашается считать как бы нашими и вменяет их в заслугу всем поколениям.

Среди других странностей протестантизма можно отметить односторонность учения о «спасении через веру».

10. Самый же сложный этап разговора – это обсуждение вопроса о том, что же именно в протестантизме вызывает критику со стороны православных. Если наше разногласие не в обрядах, то – в чем же? Если православие не сливается с протестантизмом, но с очевидной болью воспринимает его распространение в России, то, значит, с точки зрения православных есть в протестантизме что-то такое, что оценивается ими как нечто смертельно опасное. Что же в перспективе христианского богословия, которое на все смотрит под знаком «нас ради человек и нашего ради спасения», в перспективе спасения души оказывается фатальным изъяном протестантизма?

Это вопрос о Евхаристии. Православие полагает, что мы действительно должны стать Телом Христа, и только тогда наше воскресение будет «воскресением в жизнь». Протестантизм полагает, что Евхаристия не более чем символический обряд, напоминающий учение Христа. Вся жизнь православия строится вокруг Литургии (так же, как жизнь протестантов строится вокруг проповеди Евангелия). И в православной перспективе отрицание Евхаристии есть не просто искажение одной из черточек Христова учения, но нечто гораздо более страшное: это отторжение самого дара спасения, подмена освящающего и спасающего причастия Христу словами о Христе. Это подмена Божия дара человеческими словами о величии этого дара. Есть некоторые протестантские общины, которые заявляют, что они признают Евхаристию таинством. Но здесь надо различать два вопроса: одно – это что люди сами думают о своих действиях, и другое – на самом ли деле их действия столь благодатны, как им кажется. В протестантских общинах нет апостольского преемства, а это значит, что нет непрерывного потока агап, хлебопреломлений, таинств, льющегося от апостолов до нас сквозь все века. Значит, нет участия в апостольской Евхаристии, а есть всего лишь самодеятельность, подражающая апостольскому Таинству… Это сложный вопрос, и в этой книге он рассмотрен весьма недостаточно. Что ж, с раннехристианским пониманием Евхаристии желающий может познакомиться по работам священников Киприана Керна, Николая Афанасьева, Александра Шмемана…

11. В заключение еще одно напоминание для православных: христианину никогда не зазорно каяться. Да, наша церковная жизнь далека от нормальной. Да, много грехов в нашей истории и в современности. Совсем не все, что есть и что было в церковной жизни или в приходской практике, нуждается в оправдании. Об ином надо прямо сказать: это греховная привычка, обжившаяся в наших храмах вопреки учению нашей же Церкви (например, икона Новозаветной Троицы, изображающей Бога Отца в виде старца, вопреки постановлению VII Вселенского собора и Стоглавого собора Русской Церкви). Протестанты не умеют говорить о болезнях или грехах своих общин. Они воспитаны в духе непрестанной похвальбы, непрестанных самовосхвалений: «это раньше я был грешником, потому что был атеистом, но теперь и я святой, и он святой, и все наши святы!». Вот уж в чем подражать протестантам никак не стоит. Покаянный, честный разговор о православии – это помимо всего прочего средство обезоруживания сектантской критики в наш адрес. Мы живем внутри Церкви, поэтому лучше посторонних людей знаем свои болезни. Но кроме них мы знаем еще и духовный свет, который есть в православии. Мы этот свет своими грехами гасим – а он все-таки светит. Сквозь все века проходит плач Церкви о себе самой: «Или ты не знаешь, что тело Церкви подвержено большим болезням и напастям, нежели плоть наша; скорее ее повреждается и медленнее выздоравливает?»321. «Спрашиваешь, каковы наши дела? Крайне горьки. Церкви без пастырей; доброе гибнет, злое наружи; надобно плыть ночью, нигде не светят путеводительные звезды. Христос спит»322. «А Церкви почти в таком же положении, как и мое тело: не видно никакой доброй надежды: дела непрестанно клонятся к худшему»323.

Делать вид, что у нас все хорошо, неумно хотя бы потому, что в большинстве случаев русский протестант – это человек, который пытался быть православным, он заходил в наш храм, но что-то его испугало, оттолкнуло. Так что богословски, исторически – на протестантах лежит грех раскола, а по-человечески – на нас. «На нас смотрит человек вопрошающими глазами: не у нас ли сострадающее лицо Бога?»324, и потому, что не видит его у нас, он идет к другим.

Поэтому не сверху вниз мы должны смотреть на нашего собеседника, не врага видеть в нем, а потерянного брата. Мы его потеряли, вовремя не подошли, не протянули руку, не объяснили, не поддержали… Когда-то мы не сказали ему, может быть, всего одно доброе слово – а теперь, чтобы объясниться, приходится с ним беседовать часами. Однажды одна прихожанка, видя, как долго я беседую с сектантами, зашедшими в наш храм, полушутя сказала мне: «Я теперь поняла, как можно добиться долгого и индивидуального разговора с Вами: надо просто записаться в какую-нибудь секту».

И еще: не стройте свою защиту православия лишь на противопоставлении «русского» – «американскому». Православие – не национальная, а вселенская, мировая религия. И в самой Америке православная Церковь, насчитывает несколько миллионов членов. К сердцу может быть обращен такой аргумент: «Что же ты? не горько ли оказаться иностранцем в своей стране?..». Но и обращаясь к разуму, с Библией в руках вполне можно пояснить правоту и глубину святоотеческого мышления.

Более же подробное сопоставление православия и протестантизма, прежде всего по самому главному вопросу – по вопросу о взаимном соотношении Писания, Евхаристии, Предания и Церкви – приведено в моей книге «Традиция, Догмат, Обряд» , второе издание которой я готовил по сути с тем, чтобы оно могло читаться как второй том настоящей книги.

http://azbyka.ru/religii/konfessii/Kuraev_Protestantam_13g-all.shtml

Мир всем. С уважением протоиерей Владимир.
Последнее редактирование: 12 года 10 мес. назад от Протоиерей Владимир.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 года 10 мес. назад - 12 года 10 мес. назад #435 от Протоиерей Владимир
Протоиерей Владимир ответил в теме Методика диспута с протестанствующими.
Наиля писал(а):

Я прошу местное священство дать определение слову "секта".


Большинство словарей и справочников определяют секты как сравнительно небольшие и замкнутые религиозные группы, отделившиеся от основной, культурообразующей религиозной общины (или основных общин) страны или региона и противостоящие им. Важное дополнение к социологическому определению секты было сделано немецким ученым Эрнстом Трёльчем (1865-1923). В качестве причины индифферентного или враждебного отношения сект к окружающему обществу и культуре он особенно выделил присущий сектам приоритет внутригрупповых отношений и ценностей перед государственными и общественными.

Мир всем. С уважением протоиерей Владимир.
Последнее редактирование: 12 года 10 мес. назад от Протоиерей Владимир.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Constantinus
  • Constantinus аватар
  • Посетитель
  • Посетитель
12 года 10 мес. назад - 12 года 10 мес. назад #438 от Constantinus
Constantinus ответил в теме О диспуте с протестанствующими.

Все мы верим в Бога, а не в традиции, и не в людей - попов. У кого не спросишь - ты зачем яйца покрасил на пасху - НИКТО не знает, зато все красят. Ты зачем Вербу заломал на какой-то там праздник - не знают, почему вилки на поминках нельзя - не знаю. *38* Но все делают.
Я этого делать не буду.


Наиля, а вы зачем ёлку на Новый год наряжаете? *38*
Последнее редактирование: 12 года 10 мес. назад от Протоиерей Владимир.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Constantinus
  • Constantinus аватар
  • Посетитель
  • Посетитель
12 года 10 мес. назад - 12 года 10 мес. назад #439 от Constantinus
Constantinus ответил в теме О диспуте с протестанствующими.

Наиля писал(а):

Я прошу местное священство дать определение слову "секта".


Для человека все средства хороши! Спрашивать у православного священнослужителя, что такое "секта", чтобы потом доказывать, что самая крупная секта - православие?!?! *38* *38* *38* Приношу самые искренние извинения, если кого-то обидел или справоцировал, но выглядит уж оооооочень забавно.

Последнее редактирование: 12 года 10 мес. назад от Протоиерей Владимир.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Наиля
  • Наиля аватар
  • Посетитель
  • Посетитель
12 года 10 мес. назад #535 от Наиля
Наиля ответил в теме О диспуте с протестанствующими.
Хорошая статья, я аж прослезилась, особенно в этом месте:

протоиерей Владимир писал(а):

Поэтому не сверху вниз мы должны смотреть на нашего собеседника, не врага видеть в нем, а потерянного брата. Мы его потеряли, вовремя не подошли, не протянули руку, не объяснили, не поддержали…


*1*

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Наиля
  • Наиля аватар
  • Посетитель
  • Посетитель
12 года 10 мес. назад #537 от Наиля
Наиля ответил в теме О диспуте с протестанствующими.
Constantinus писал(а):

, что такое "секта",


Существует три основных критерия, по которым определяется учение той или иной религиозной группы или организации: (1) Отношение к Библии, (2) Отношение к Иисусу Христу и (3) Отношение к спасению.
С какого из этих моментов начнем разбор православия как секты?

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 года 10 мес. назад #550 от Протоиерей Владимир
Протоиерей Владимир ответил в теме О диспуте с протестанствующими.
Наиля писал(а):

Constantinus писал(а):

, что такое "секта",


Существует три основных критерия, по которым определяется учение той или иной религиозной группы или организации: (1) Отношение к Библии, (2) Отношение к Иисусу Христу и (3) Отношение к спасению.
С какого из этих моментов начнем разбор православия как секты?

Забыли самый главный: отношение к Церкви.

Мир всем. С уважением протоиерей Владимир.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Наиля
  • Наиля аватар
  • Посетитель
  • Посетитель
12 года 10 мес. назад #577 от Наиля
Наиля ответил в теме О диспуте с протестанствующими.
протоиерей Владимир писал(а):

Забыли самый главный: отношение к Церкви.


К какой? Которую создал Бог или к православной? Это разные вещи. *4*

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 года 10 мес. назад #581 от Протоиерей Владимир
Протоиерей Владимир ответил в теме О диспуте с протестанствующими.
Наиля писал(а):

К какой? Которую создал Бог или к православной? Это разные вещи.

Для неучей разные.

Мир всем. С уважением протоиерей Владимир.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.