О покаянии (ответвление монолога "Что читаем?" )

  • Андрей
  • Андрей аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
10 года 3 мес. назад - 10 года 3 мес. назад #2313 от Андрей
Андрей создал эту тему: О покаянии (ответвление монолога "Что читаем?" )
Наверное начиная подобное рассуждение, необходимо прежде всего обратиться за помощью к Писанию, дабы с его помощью составить собственное представление, которое уже можно будет подвергнуть анализу с точки зрения Предания, а не наоборот, как это обычно бывает.
Потому что подобная установка позволит увидеть себя, реального человека, которого можно подвергнуть суду, а не иллюзорную личность рядящуюся в одежды... Что тоже составляет тему отдельного разговора.


Кстати у меня вместо смайликов, цифры. Порой хочется улыбнуться, а не получается.
Последнее редактирование: 10 года 3 мес. назад от Андрей.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Андрей
  • Андрей аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
10 года 3 мес. назад #2314 от Андрей
Андрей ответил в теме О покаянии (ответвление монолога "Что читаем?" )
Мф 4:17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Если рассматривать данный отрывок с позиции греческого «покаяния», то получается, что Господь своими первыми словами пытается возвести человека на недоступную его душевным качествам высоту, так как подразумевается, что человек должен придти в сокрушение от осознания нравственного уродства и покаявшись измениться.
Что собой по видимому и представляет протестантское вероучение и православное сознание, с той разницей, что православному можно прибегать к таинству всякий раз, тогда как для протестанта это случилось раз и навсегда.
Подобная установка в первом случае, подразумевает нравственное раскаяние, в меру осознания собственной греховности, длящееся на протяжении всей жизни.
В то время как во втором, если я правильно понимаю, это разовое действие выводящее тебя за пределы порочного круга, освобождающее от страстей, то бишь недолжных привязанностей.

Но здесь возникают два но.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Андрей
  • Андрей аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
10 года 3 мес. назад #2315 от Андрей
Андрей ответил в теме О покаянии (ответвление монолога "Что читаем?" )
Первое но, заключается в том, что человек желающий принять (в наше стремительно ускоряющееся время, уже принявший), христианство, первое что слышит, это покайтесь.
Под этим, человек, как правило, подразумевается отказ от уничтожающих его страстей, тяжесть которых он уже испытал на себе. Чаще всего происходит выздоровление, не всегда продолжительное, но довольно часто.
И дальше этого нет смысла идти. Ты свободен от страстей насиловавших тебя, единственное, что остается, это не сдать позиции. И здесь у каждой конфессии свои правила – предписания.
А такие чуждые, даже более того, противоестественные требование как любовь к врагам, «ударили по одной щеке, подставь другую», как были, так и остаются вне пределов элементарного понимания, не говоря уже о покаянии.
Это, если очень сильно вкратце.

Второе но, заключается в том, что слово покаяние, в его греческом понимании отсутствует в Ветхом Завете, написанном на еврейском языке. И поэтому какое слово-понятие использует Иоанн Креститель в своей проповеди не совсем понятно.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Андрей
  • Андрей аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
10 года 2 мес. назад #2316 от Андрей
Андрей ответил в теме О покаянии (ответвление монолога "Что читаем?" )
Попытка разрешить вопрос при помощи Писания способна увлечь в глубины, порождающие полную неразбериху. Происходит сотрясение основ, которыми так часто дорожит человек, ибо имея под собой почву, в виде знания о Боге и способов примирения с Ним, гораздо проще обустроить благополучное существование, нежели как Иов, сознавая собственную правоту, в отчаянии недоумевать, что явилось причиной столь неожиданных напастей.

Незыблемая форма представлений о Боге есть идол, который необходимо разрушить, чтобы оказаться в растерянности и поиске, порождающим искреннюю молитву о спасении и жажду познания. Эти последствия делают нас причастными, как минимум к двум блаженствам: «Блажены нищие духом» и «Блажены алчущие и жаждущие правды».
Совершать подобное, это все равно, что пилить сук на котором сидишь, и мало кто на это способен. Может быть это и есть то убийство собственной души о котором говорит Евангелие: «Лк 17:33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее».

Но в тоже время постоянное пребывание в хаосе идей способно опустошить человека, лишить его всякой духовной пищи; как имеющего потребность познавать истину и иметь почву под ногами, что выражено словами: «Мф 7:24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне».
Эти два, столь противоположных состояния, находят свое выражение в православном учении о двух способах богопознания: апофатическом и катофатическом. Вообще совместить несовместимое трудно не только в теории, но и на практике, так как в поисках золотой середины неизбежно впадаешь в крайности

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Андрей
  • Андрей аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
10 года 2 мес. назад #2317 от Андрей
Андрей ответил в теме О покаянии (ответвление монолога "Что читаем?" )
Теперь, в достаточной мере оправдав для себя смысл подобных изысканий, приступим к поиску эквивалента греческого слова «покаяние» в древнееврейском языке. Не обладая знанием языков, но имея насущную потребность в изучении Писания, можно воспользоваться специально предназначенными для этого программами. Предыдущие поколения оставили немало интересного в области изучения Писания, в частности, так называемые «номера Стронга», где каждому слову в Ветхом и Новом Заветах присвоен номер, по которому его можно найти в любой Книге.
Но, к сожалению, Ветхий Завет, написанный на древнееврейском, имеет свою нумерацию, а Новый, написанный на греческом, свою.
Для того, чтобы понять о каком слове идет речь, необходимо обратиться к еврейскому тексту Нового Завета, к счастью есть и такие переводы, в частности перевод Саликсона (все это можно найти в интернете), где слово «покаяние» он переводит как H7725 שׁוּב shuwb (буква «Н» означает причастность к древнееврейскому языку, т.е. к Ветхому Завету, цифры означают порядковый номер по Стронгу ).
Это слово выводит нас в бескрайние просторы Ветхого Завета, где оно встречается почти тысячу раз, представляя нашим взорам различные варианты и синонимы слову «возвращение».
Что общего между возвратом к прошлому, уже некогда бывшему и переменой мысли, изменением ума, раскаянием, сожалением?
К чему в начале новой эпохи призывает Иоанн Креститель, а после проповедует Господь, говоря: «Вернитесь, приблизилось Царство Небесное»?

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Андрей
  • Андрей аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
10 года 2 мес. назад #2318 от Андрей
Андрей ответил в теме О покаянии (ответвление монолога "Что читаем?" )
Для того чтобы понять различие этих, на первый взгляд не противоречащих друг другу слов, необходимо выяснить, что из себя представляет слово «покаяние». Уже упоминалось, что это слово несет в себе двойной аспект; с одной стороны перемена мысли, с другой раскаяние, сожаление, предполагающий нравственный, т.е. чувственный момент.

В общем, к чему я веду, столь долго расхаживая вокруг да около, не решаясь произнести напрашивающийся вывод: Человек не может придти в сокрушение по собственному желанию, следовательно он не может отозваться на слова «Покайтесь, ибо уже близко».
Это почти как на производстве, пишешь: «прошу предоставить мне отпуск по собственному желанию», т.е. желание то есть, а вот дать или не дать, это уже на рассмотрение начальства.

В какой то мере человеку подвластен ум, достаточный для того, чтобы составить о себе некоторое представление, а верней сопоставления, ведь все вещи познаются в сравнении. Но в основном он служит «на посылках» у наших желаний, и ему некогда рефлексировать. Что же касается самих чувств; умения ими управлять, тут человек попадает почти в абсолютную от них зависимость, во всяком случае, когда это касается желания любить и каяться, как впрочем и противоположные им чувства ненависти и ожесточения.

Есть ли смысл призывать человека к покаянию, когда он не может составить о себе трезвого суждения, не в состоянии отличить добро от зла и является рабом желаний?
Есть немало высказываний святых отцов, характеризующих покаяние как следствие добродетельной жизни, следовательно не являющимся первой добродетелью на нашем пути, если мы собрались идти во след Господу.

Поэтому, далеко не лишним будет проникнуться смыслом прозвучавшего две тысячи лет назад в Иудее призыва, выраженного словом: возвратитесь «H7725 שׁוּב shuwb».

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Андрей
  • Андрей аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
10 года 2 мес. назад #2319 от Андрей
Андрей ответил в теме О покаянии (ответвление монолога "Что читаем?" )
Дальнейшие, а возможно и предыдущие рассуждения будут интересны лишь тем, для кого слово Божие является существенно необходимым, так как это требует определенного усилия мысли.

Прежде всего выясним значение слова «возвращение». Вернуться - значит уйти с того места где ты находился, чтобы быть там куда тебя зовут, и где ты уже был прежде.
В этом действии мы наблюдаем три момента:
1. Мы уже были у Господа;
2. Сейчас мы не у Него;
3. Он призывает нас.

С первыми двумя пунктами, вроде, более менее понятно. В принципе и с третьим не возникнет проблем, если не вникнуть в суть, что же может означать возвращение в действии; ведь ответ Петру, больше запутывает нежели объясняет: «Ин 13:36 Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною». Так же и слова сказанные юноше вопрошавшему о возвращении к вечной жизни: «Лк 18:22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».

И еще усложним вопрос предположив, что само это обращение даруется Богом. Основание так полагать нам дают следующие слова: «Иер 31:18 Слышу Ефрема плачущего: 'Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой».
Плач 5:21 Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле».

В этих отрывках мы можем наблюдать несколько моментов, озвучим два из них. Один связан с тем что мы говорили о тождестве слов «покаяние» и «возвращение», другой явно говорит о возвращении как даре, ниспосланном свыше.
Если мы возьмем за основу то, что покаяние, как и обращение (возвращение) есть дар Божий, то как в этом случае будет звучать призыв к покаянию?
То что в нем нуждается всякий человек, и оно не является лишь начальной стадией обращения к Богу видно из следующих слов Господа: «Мф 9:13 пойдите, научитесь, что значит:? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».
Если рассмотреть этот стих постепенно переходя от последних слов к первым, то получиться следующая картина.
1. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию, потому что -
2. Милости хочу, а не жертвы;
3. А если вам это непонятно, то пойдите и научитесь.

Куда посылает их Господь, пришедший спасти всех людей? Наверное, Его слова не являются вежливой формой оскорбления, выражением желания послать их подальше, но, по видимому отсылают к Писанию, говоря: «пойдите и научитесь». Чему?
Тому, что единственный возможный дар, который мы в состоянии дать в виде жертвы, это признание собственного падшего состояния; «вот к этим людям Я и пришел» - говорит Господь. Этими словами Он выражает мысль о глубокой испорченности человеческого естества, не способного даже помыслить доброго, которому остается лишь покаяние.
Отсюда становится ясно, что какой бы ты не принадлежал конфессии, состояние испытываемое тобой должно состоять в видении своих грехов, в ощущении себя грешным, т.е. нарушителем закона, ожидающим наказание ибо только таких Господь и призвал.

Но как можно исповедовать грехи, если их не видишь, а если что то видишь то не чувствуешь?
С чего начинается наш путь к Богу?

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Андрей
  • Андрей аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
10 года 2 мес. назад #2320 от Андрей
Андрей ответил в теме О покаянии (ответвление монолога "Что читаем?" )
Прошу прощения у многоуважаемой публики за путанные и повторяющиеся рассуждения. Данная ситуация напоминает анекдот: «Куда ты завел нас, храбрый Сусанин, - Да кто его знает, я сам заблудился».
Что в принципе и немудрено, если учесть, что «добытого» и слабо переработанного материала в несколько раз больше, нежели представлено вашему вниманию.

Но отложив в сторону лишние сантименты, перейдем к слову שׁוּב shuwb, впервые, как и весь наш мир, встречающееся в книге Бытия и отправляющее нас туда, откуда мы взяты, т.е. в землю (Быт 3:19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься).
Нелепо было бы предположить, что Господь, В Новом Завете, призывает нас туда, где мы окажемся и без Его помощи, но если маленько отвлечься и рассмотреть эту ситуацию, то получится интересная картина. Это необходимо, чтобы уяснить подлинный смысл подобного возвращения.
Здесь, помимо прямого указания на возникновение смертности, идет речь о питании души, так как «душа больше тела», а так как разговор был серьезный, и Господь предрекал дальнейшую судьбу человечества, то станет очевидно, что речь идет о питании души, как самом насущном для человека (об этом можно было бы поговорить и больше, но желающих поддержать разговор не очень то много, поэтому излагаю вкратце).
Чем питается душа? Если не благодатью, т.е. верой и устремленностью к Богу, то эмоциями и чувствами, которые не в состоянии заглушить духовный голод, приводящий к смерти.
Можно интерпретировать эти слова как: «Раз ты отказался от своего призвания быть духовным человеком, руководствуясь своими прежними желаниями, то и возвращайся к ним, и испей их чашу до дна».
Здесь мы затронули вопрос о питании и проклятии земли: «Быт 3:17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей».

Итак, сей «возврат», означает не что иное, как следование собственным желаниям, которым подчинено наше сознание, оправдывающее все наши действия.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Андрей
  • Андрей аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
10 года 2 мес. назад #2321 от Андрей
Андрей ответил в теме О покаянии (ответвление монолога "Что читаем?" )
Оставив без внимания последующие слова, хотя некоторым из них и можно было бы уделить внимание (например возвращение голубя в ковчег к Ною, символизирующего прекращение гнева Божия), ненадолго задержим внимание на стихе: (Быт 18:10 И сказал [один из них]: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его).
«Опять буду
» - это есть наше разыскиваемое слово, которое осуществление которого является дарованием ожидаемого наследника, от которого произойдет народ Божий.
Также не берусь исследовать это значение, несомненно имеющее глубокий смысл, если к тому же принять во внимание стихи: Быт 24:5 Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?
Быт 24:6 Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда;
Быт 24:7 Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: 'потомству твоему дам сию землю', --Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда


Из которых следует, что Исааку нельзя возвращаться, но он должен взять жену оттуда.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Андрей
  • Андрей аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
10 года 2 мес. назад #2324 от Андрей
Андрей ответил в теме О покаянии (ответвление монолога "Что читаем?" )
Опять, в который раз вынужден извиниться. На этот раз за неспособность упорядочить разрозненные мысли, отчасти из-за отсутствия времени (как то навалилось все сразу), отчасти из-за неумения выражаться лаконично и ясно.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Андрей
  • Андрей аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
10 года 2 мес. назад #2326 от Андрей
Андрей ответил в теме О покаянии (ответвление монолога "Что читаем?" )
Мне не удается собрать воедино и согласованно подытожить исследуемый материал, и потому, желая немного приблизиться к завершению разговора о покаянии и возвращения к «психам», начну с мысли, к которой безуспешно пытался подвести.

Втор 4:39 Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его];
Данное «положи», и есть наше разыскиваемое слово «(H7725 שׁוּב shuwb», и отпуская, возможно не лишние подробности, становления израильского народа, как Богом избранного, отметим, что «возвращение» совершается в сердце, где господствует мысль: «что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его]».

Говорить о своей вере, и даже отстаивать ее «с пеной у рта», пытаясь убедить инакомыслящих, в истинности своих убеждений, далеко не одно и то же с верой, поставляющей нас пред Богом, изобличающим ее недостаточность.

Стоять пред Создателем, это значит возложить на Него ответственность за все случающееся с тобой, как хорошее (что возможно, не так сложно), так и все «злое», посылаемое для …

Стоять пред Создателем, это значит в какой то мере видеть Эталон, Которому необходимо следовать.

Стоять пред Создателем, это ощущать несоответствие свих чувств, желаний и поступков с высотой предлагаемого призвания.

Стоять пред Создателем, принимая из Его «рук» все обстоятельства нашей жизни, это значит быть верным, вместо так называемых «верующих».


Вот и произнесено это слово, составляющее суть покаяния, без чего оно делается самообманом, о котором шла речь выше.Это слово, а верней образ мыслей, чувств, выражающий нашу устремленность – Эталон.

Без него невозможно никакое движение приводящее к исправлению, Он есть источник и вдохновитель, наделяющий желанием следовать Ему.

Отсюда становится очевидна некоторая неполнота смысла греческого слова «метания», определяющая призыв к «возвращению» как перемену мыслей, сожаление, что не в полной мере отражает призыв, сперва Иоанна Крестителя, а после Господа: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное».

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Андрей
  • Андрей аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
10 года 2 мес. назад #2327 от Андрей
Андрей ответил в теме О покаянии (ответвление монолога "Что читаем?" )
Несмотря на одинаковость слов призыва, существенно отличие призывающих. Призыв Иоанна, обращает нас к Ветхому Завету, подготавливающему нас к осознанию нужды в Спасителе, говорящего что: «Мф 9:13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Призыв Господа, привносит нечто новое, к чему слушатели еще не готовы.
Если рассматривать с позиции еврейского «обратитесь», т.е. поверните лицо свое к Богу, то это можно расценить как взгляните на Меня, а теперь на себя, сделайте это, потому что приблизилось Мое Царство (следовательно упраздняются государства земные. И мы остановимся гражданами небес, принимая все из «рук» Божиих).

Сделанные выводы относительно слова «возвращения», подтверждают правильность предшествующих заключений касающихся относительной неспособности человека к самопознанию, в то время как слово «покаяние», прямо говорит перемене отношения, являющегося результатом самоанализа.

Так же и слово Божие подтверждает выдвинутые предположения о неспособности к самостоятельному обращению: «Иер 31:18 Слышу Ефрема плачущего: 'Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой».
«Плач 5:21 Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле».


Конечно, правомочность употребления и того, и другого слова вполне уместна, разницу составляет наше устроение направленное, либо во внутрь, в поисках грехов, как правило связанных с внешним деланием и более точно выраженное словом «покаяние».
Либо в нашем сознании присутствует Эталон, образец для подражания, и следовательно Он, а не «Я», оказываюсь в центре внимания.

Подобное смещение центра в ту или иную сторону, сходно с одинаково верной, но различной исходной точкой западного и восточного подхода, касающегося тройческого богословия, где изначально верная установка, впоследствии искажается, приобретая несвойственные ей формы.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Андрей
  • Андрей аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
10 года 2 мес. назад #2328 от Андрей
Андрей ответил в теме О покаянии (ответвление монолога "Что читаем?" )
Может быть получилось несколько путано, но вполне достаточно для понимание затронутой темы.

Вот теперь, вооружившись «эталоном», можно вернуться в психбольницу, к все еще пребывающему в тумане «Вождю», но уже испытавшему новые, непривычные для него ощущения.


«Очень хорошо помню эту руку: под ногтями сажа - с тех пор как он
работал в гараже; пониже костяшек - наколка, якорь; на среднем пальце
пластырь, отставший по краям. Суставы остальных покрыты шрамами и
порезами, старыми, новыми. Помню, что ладонь была ровная и твердая, как
дерево, от долгого трения о ручки топоров и мотыг - не подумаешь, что
ладонь игрока. Ладонь была в мозолях, мозоли потрескались, в трещины
въелась грязь. Дорожная карта его странствий по западу. Его рука с
шершавым звуком прикоснулась к моей. Помню, как сжали мою руку его
толстые сильные пальцы, и с ней произошло что-то странное, она стала
разбухать, будто он вливал в нее свою кровь. В ней заиграла кровь и
сила. Помню, она разрослась почти как его рука...
»

Затронутая же тема же покаяния неисчерпаема, и возможно, даст Бог, мы к ней еще обратимся.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.