- Просмотров: 699
Митрополит Иларион о «поединке» между Жириновским и Прохоровым
В теледебатах «Поединок с Владимиром Соловьевым» третейским судьей диспута между кандидатами в президенты Владимиром Жириновским и Михаилом Прохоровым выступил митрополит Волоколамский Иларион. Он дал оценку спору и сказал завершающее слово на передаче.
Комментарий митрополита Волоколамского Илариона: Я как рядовой запаса с интересом присутствовал при поединке двух полковников, но пока я не услышал ничего, что заставило бы меня всерьез задуматься об одном из них как о кандидате в президенты. Пока это была такая перебранка, перепалка, у обоих есть чувство юмора, иногда это превращается почти в балаган. Где вот та программа — экономическая или духовная, которую эти кандидаты предлагают? Пока я не услышал.
В. Соловьев: В России множество проблем. И вечная проблема — поиск духовности. Можно ли сформулировать, какие качества отличали великих руководителей?
- Очень разные у нас были руководители. Были великие в духовном плане, были выдающиеся в политическом плане, но я думаю, что по-настоящему успешными были только те руководители, которые опирались на традиционные духовно-нравственные ценности нашего народа или наших народов. И здесь поэтому невозможно говорить о каких-то серьезных заявках на верховную власть без опоры на, в частности, традиционные конфессии России: и на Русскую Православную церковь, и на другие наши традиционные конфессии.
Когда кандидат в президенты создает партию, заявляющая себя как партия атеистов, когда он говорит, что пускай церковники занимаются своими делами, а мы будем сами обустраивать страну, то непонятно, какими рычагами будет пользоваться этот человек для того, чтобы воплощать в жизнь красивые призывы о том, что люди будут свободными, люди будут богатыми — вот где эти рычаги? Пока не услышал я об этих рычагах.
Люди не будут совершать добрые поступки, если у них не будет мотивации. А какая мотивация? Если она будет чисто экономической — мы через это уже проходили, пытались уже строить общество, основанное не на духовных, а на материальных ценностях. К чему мы пришли — мы все были этому свидетелями. И мы сейчас переживаем последствия этого.
- Владыка, меня всегда пугает этот срыв в истерику. Но ведь это свойство характера. И мы часто, беседуя друг с другом, переходим все грани приличия, нормы, особенно, когда речь идет об очень тяжелых годах, о 90-х, когда произошло колоссальное расслоение народа. Где найти мир? Где найти точку, вокруг которой нет споров?
- Когда мы смотрим на кандидатов в президенты, мы пытаемся, во-первых, услышать их программу, а, во-вторых, смотрим на их лица: что они говорят и как они говорят. Пока что мы услышали из президентской программы только обрывки. Причем это обрывки, не подкрепленные конкретным планом. То есть говорится нам, например, что что через два года будет побеждена коррупция. Каким образом она будет побеждена, если мы ее не можем победить ее уже несколько сотен лет, несмотря на все усилия?
Ведь коррупция — она в головах людей, в сердцах людей. Это нравственная коррупция. Ее невозможно победить какими-то экономическими мерами.
- Только экономическими нельзя победить?
- Только экономическими нельзя. Как бы ни был богат человек, он все равно может оставаться коррупционером, если у него нет внутреннего нравственного стержня, который будет не позволять ему действовать по коррупционным схемам. А эти коррупционные схемы у нас существуют от низовых уровней до самых верхов. Где эта программа, которая позволит эту коррупцию победить?
- Владыка, а был в истории такой момент, когда все было хорошо?
- Я думаю, что не было такого момента в истории, когда было совсем хорошо или когда было всем хорошо. Но было много моментов истории, у которых можно поучиться.
Прежде всего, политик, который хочет взять власть в свои руки, должен учиться на уроках истории. И вот эти уроки истории показывают, что без опоры на духовно-нравственные ценности, без опоры на традиционные ценности — невозможно.
- Кого можно привести в пример?
- Кого можно привести в пример из высоконравственных политиков? Или, скажем так, государей, которые опирались на нравственные ценности? Я думаю, что все российские государи 19 века — Александр I , Николай I, Александр II, Александр III — это примеры весьма успешных государей, которые заботились о народе и опирались на то, что является ценностью для народа. Прежде всего опирались на веру, на религию, на традиционные конфессии.
- Но ведь закончилось это 17-м годом?
- Закончилось 17 годом, но что привело к 17-му году? К 17-му году привела коррупция в умах людей и деятельность по разложению этого традиционного уклада.
- А все-таки старцы — это кто?
- Старцы с точки зрения Православной Церкви — это очень уважаемые люди. Это те духовники, которые из своего внутреннего религиозного опыта способны давать советы людям.
Финальное слово митрополита Илариона
Президентом нашей великой многонациональной страны может быть человек, у которого есть четкая программа: экономическая, программа в сфере внешней политики, внутренней политики. Человек, который не просто делает громкие заявления, не просто эпатирует публику, но человек, который делом всей своей жизни доказал, что он умеет работать и что он любит свою страну.
У Президента должна быть не только программа, но и рычаги для того, чтобы эту программу воплощать в жизнь.
Для того чтобы были такие рычаги, он должен опираться на поддержку народа, на поддержку большинства людей. Никогда все не будут поддерживать президента, но большинство людей, большинство граждан нашей великой многонациональной страны должны поддерживать президента, чтобы он мог работать. Они будут поддерживать его в том случае, если он будет опираться на то, на что опирались великие правители России на протяжении веков, то есть на духовно-нравственные ценности, на то, что является достоянием и священным наследием нашего народа.
Вот за такого президента и будем голосовать.
А остальным предоставим работать на тех местах, где они работают, пожелаем успеха, а всем нашим телезрителям — верующим и неверующим — желаю успехов, здоровья и помощи Божией.