- Просмотров: 7233
Когда звонит колокол…
Когда звонит колокол…
Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам,
Скрылась за рекою белая луна ,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где –то за дорогой замирает звон.
С.А.Есенин
Голос колокола — это не один звук, а сочетание нескольких. Чтобы сочетание было красивым, все звуки должны гармонировать. Гармония звуков зависит от формы «юбки» колокола и толщины стенок. Какими только не делали колокола старые мастера! И совсем круглыми, и гранёными, и удлинёнными, и «коротышками». Семьсот лет искали они, пробовали наугад, пока не нашли форму, которую повторяют и сегодня.
Но голос колокола зависит не только от формы тела, но и от его веса. Русские мастера всегда на колоколе отмечали, сколько он весит. Знали: чем он тяжелее, тем ниже его голос. Но и тут не всё так просто! Два колокола вроде бы одного основного тона могут иметь совершенно разное звучание. Один получит обидное прозвище «баран», потому что будет противно «блеять», а другой станет гордостью города, прославит его. Почему? А потому что у них разный размер, толщина стенок и разная бронза. Вот поэтому литьё колоколов всегда считалось великим искусством. Колокол — это ударный инструмент: звук в нём производится при помощи удара. Поскольку ранние музыкальные инструменты были именно ударными, то колокола того или иного вида могут считаться одними из первых музыкальных инструментов человека. Проследить их историю нереально: слишком на большом расстоянии она уходит корнями в древние времена.
Первый прообраз колокола изготовили в древнем Китае более 4000 лет назад. Он представлял собой 16 плоских камней, подвешенных на раме. Когда по ним ударяли деревянным молоточком, появлялась целая гамма диковинных звуков. Конечно же, в нашем представлении колокола, как правило, сделаны из металла. Предполагается, что у царя Соломона на крыше его храма находились громадные золотые колокола, служащие для отпугивания птиц. У древних римлян и греков были колокола всех видов, включая карманные. В Афинах они использовались жрецами, а в Спарте, когда умирал царь, девушки, шествуя по улицам, ударяли в маленькие колокольчики.
Бронзовые колокольчики были обнаружены при раскопках ассирийской столицы Ниневии, уничтоженной приблизительно в 612 году до нашей эры. А их маленькие собратья, наподобие бубенчиков, найдены в Перу в древних усыпальницах, которым около 1500 лет. Развитие колокола от его примитивной формы шло в двух направлениях: восточном и западном. На Востоке он развился в форму, которую условно называют «котёл». Звонкий пример – китайские и японские «колокола-бочки» и знаменитый гонг.
В западной цивилизации колокольчик развивался в форме «чаши». Позднее он дополнился «языком», ударяющим «юбку» колокола изнутри. Громадная металлическая чаша, укрепленная вверх дном под куполом церкви, впервые появилась примерно в четвёртом веке нашей эры. Бронзовые колокола, которые используются сегодня, на 80 процентов состоят из меди и на 20 — из бронзы. В колокола для районов Крайнего Севера в сплав для лучшей морозоустойчивости добавляется больше бронзы. Сам процесс отливки обязательно проходит под чутким контролем мастеров и с искренней молитвой, ведь одно-единственное нарушение пропорций – и колокол вообще звонить не будет! Для того-то и существует кампанология – наука о литье колоколов, изучающая и ищущая нужные пропорции металлов для сплава. В старину русские литейщики, собираясь отлить колокол, отвлекали внимание праздной и докучливой толпы какой-нибудь вестью, слухом или сплетней, которую молва пускала по городу. Считалось, что от этого отливка лучше удастся и в колоколе не будет пузырей.
К Благовесту, торжественному праздничному звону, люди всегда относились с особым почтением. По обычаю, при первом ударе колокола останавливались (а мужчины ещё снимали с себя шапки), на втором крестились, за третьим кланялись. Согласно народным поверьям, считалось, что при Благовесте после третьего удара дьявол бежит прочь от человека. Вся сила бесовская в это время проваливается обратно в ад. Заслушав звон колокола, нечистые духи и ведьмы улетали как можно дальше, иначе звон охватит их своими звуками, как волнами, и завертит в страшном вихре, словно лёгкую лодочку в водовороте. Издревле народ наделял колокола целебными свойствами. Больных лихорадкой и бесноватых кликуш водили на колокольню во время звона, дабы изгнать болезнь из их тела. Когда в окрестностях города или деревни появлялась холера, чума или другое поветрие, то одна из местных девиц тайком от всех, в полночь, забиралась на звонницу и беспорядочно била во все колокола: жители в испуге выбегали на улицу, а она тем временем так же незаметно возвращалась домой. Делалось это, согласно поверьям, чтобы прогнать ведьму, насылающую мор. Если у человека воспалялся язык или пропадал голос, то обливали колокольный «язык» и этой водой поили заболевшего. Доброй приметой считалось, если выйти из дому или войти в него, завершить какое-либо дело в самом начале колокольного звона. Очень сильно настораживало и порой пугало, если колокол звонил без звонаря (звонящий сам по себе колокол – предвестник пожара). Также при помощи колоколов определяли погоду: если звон ясно раздаётся, то денёк будет солнечным и безоблачным, а если глухо – то жди дождя.
Как выяснилось, знаменитый «малиновый звон» никакого отношения к одноимённой лесной ягоде не имеет! Оказывается, в бельгийском городке Малин (по-немецки - Мехелен) есть собор Сен-Ромбо. Его 40 колоколов подобраны по звучанию так, что на них можно исполнять музыкальные произведения. Отсюда и пошло выражение «малиновый звон».
Над Айхалом Благовест раздаётся до небес!
Когда проходишь мимо храма в разгар службы, трудно не услышать величественную музыку колокольного звона. Она невольно привлекает внимание, заставляет прислушаться. Или заслушаться. По ком звонит колокол? Или зовёт кого-то? В древности колокольным звоном созывали народ на вече, указывали дорогу заблудившимся путникам, оповещали об опасности или несчастии. В дни войны набат призывал народ на защиту Отечества. Ликующим звоном оповещался народ о победе, и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани. Храмовая звонница созывает верующих к службе и выражает торжество церкви и её богослужений.
Колокольный звон – удивительное церковное искусство, но музыкальные способности в звонарском деле не самое главное. Знаменитый Иван Данилов не знал музыкальной грамоты, но он обладал особым талантом чувствовать звук колоколов и многие называли его «Первым звонарём России». Звонарь, как и любой другой служитель церкви, не может быть неверующим человеком, ведь звон является неотъемлемой частью богослужения.
Мне довелось побеседовать со звонарём и прихожанином Рождественского православного храма Вячеславом Александровичем Бузыкиным и отцом-настоятелем иереем Иоанном Серкиным и узнать о том, как делают божественную музыку. В июле 2009 года, незадолго до освящения здания нового православного храма, в нашем посёлке произошло в прямом смысле слова неслыханное событие. Над Айхалом впервые раздался колокольный звон, знаменующий собой новый этап в истории его развития. Колокола, приобретённые усилиями компании «АЛРОСА», изготовили на московском колокольном заводе «Литэкс» и отправили по железной дороге до Усть-Кута Иркутской области. Затем груз передали Ленскому объединенному речному пароходству и доставили в Якутск, а уже оттуда – и в наш посёлок. Большая часть строительных и отделочных работ близилась к завершению, оставалось дело за малым – установить колокола и кресты, и храм откроет двери для своих прихожан. Перед подъёмом на звонницу колокола освятил протоиерей Владимир Севрюков, прочитав специальную молитву.
Каждой звоннице необходим звонарь, ведь колокол не звонит сам по себе. Вячеслав Александрович освоил это редкое и удивительное ремесло на курсах в школе звонарей при Свято-Макарьевском православном богословском институте в городе Новосибирске. Она организована в 1997 году по благословению владыки Сергия, епископа Новосибирского и Бердского, настоятелем храма во имя Михаила Архангела игуменом Владимиром (Соколовым) и музыковедом-кампанологом, кандидатом искусствоведения Л.Д. Благовещенской. До настоящего времени это единственная Школа звонарей в России при высшем духовном учебном заведении.
На сегодняшний день общее количество приходов Русской Православной Церкви превысило 26 тысяч (из них 12 тысяч – в России), действует 688 монастырей. Если предположить, что каждому храму в среднем требуется два обученных звонаря, то их общее количество должно составить более 50 тысяч человек! Число же школ звонарей, регулярно занимающихся обучением, на сегодня — не более десяти. Наиболее известные из них находятся в Архангельске, Москве, Саратове и Петербурге. В наши дни в колокольном звоне, как и в других видах церковных искусств, сейчас происходит заметный подъем. Восстанавливаются колокольни и звонницы, отливаются колокола, открываются школы и курсы для звонарей. Как выяснилось в ходе беседы, церковный звон в колокола бывает двух видов: благовест (им прихожане созываются на службу) и собственно звон.
Благовест – это мерные удары в один большой колокол. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частый), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в дни Великого поста.
Звоном называется такой звон, когда бьют сразу во все колокола. Он разделяется на следующие виды:
трезвон – звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва (звон в три приёма). Он звучит на Всенощном бдении (субботняя вечерняя служба) и на Литургии.
двузвон – звон во все колокола дважды (в два приёма). Совершается на Всенощном бдении.
перезвон – повторяющийся несколько раз звон поочерёдно в каждый колокол, по одному или несколько ударов, начиная с большого и до самого малого. Совершается на Литургии и в особых случаях: в Крестопоклонную неделю, на вечерне Великой пятницы перед выносом плащаницы, на утренях Страстной субботы и в Воздвижения креста. Перезвон бывает и во время таинства рукоположения.
перебор – медленный звон в каждый колокол поочерёдно, от малого до самого большого; после удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как символом христианской радости о воскресении мёртвых.
Также существует всполошный (набатный) звон – беспорядочный, очень частый звон во все колокола, который бывает во время бедствий.
От отца Иоанна мы узнали о давней русской традиции – на Пасху абсолютно любой желающий может взобраться на колокольню и звонить, возвещая таким образом радостную весть о Воскресении Спасителя. Это можно делать по благословению настоятеля на протяжении всей Пасхальной недели, а также на Рождество. До революции разрешали самостоятельно звонить ещё и в день императорских именин. Кстати говоря, знать ноты звонарям необязательно, ведь все колокола звучат по-разному. Просто в определенных случаях, например, во время праздничного крестного хода или выхода из храма правящего архиерея звон следует более торжественный, чем сигнал о начале обычного богослужения, а звонарь согласно ситуации сам подбирает нужную интонацию звона.
В древности раскачивали не язык, а сам колокол. Остановить его было невозможно, и ритмичные удары стали традицией. Впрочем, и с языком справляться было непросто. В него всегда втирали сало или еще какое-нибудь вещество, чтобы облегчить его ход. Известно, что один из гарвардских студентов пообещал, что, как только закончится Вторая мировая война, он 100 раз ударит в 30-тонный колокол. Своё обещание он выполнил, но едва не потерял сознание в процессе звона. В наши дни число колоколов жёстко не регламентируется – обычно их не менее четырех. Большой «Благовест» задает ритм, три маленьких колокола создают трезвон. Но их может быть и больше. Количество и размер колоколов зависят от размеров звонницы и обеспеченности прихода. Церковные общины, купцы, князья и цари всегда соревновались в отливке колоколов. Считалось, чем они тяжелее - тем больше славы.
Знаменитый, но никогда не звонивший Царь-колокол, стоящий на Ивановской площади Московского Кремля, весит около 200 тонн. Однако сама идея его отливки очень странная – ведь чем тяжелее колокол, тем тише он звучит. Даже если бы Царь-колокол не треснул, и его бы водрузили на колокольню, неизвестно, зазвонил бы он вообще и кто бы его услышал. Общий вес айхальских колоколов Рождественского храма составляет примерно 900 килограмм, самый большой весит почти полтонны. Вся колокольня состоит из девяти звенящих собратьев – четырёх «переборных» колоколов, двух «зазвонных» и трёх колоколов для Благовеста.
Есть ещё такое мнение, что постоянное воздействие звуковой вибрации и сверхвысокого уровня шума очень вредно для слуха. Конечно же, много зависит от развеса колоколов. Если стоять прямо под колоколом, то звук, конечно, очень громкий, а если находиться позади и на возвышении, то степень воздействия заметно снижается. Так или иначе, на колокольне Рождественского храма соблюдены все меры безопасности – звонящий обязательно надевает производственные наушники и прочные перчатки (чтобы не порезаться о колокольные тросы). Также звонарь, настраивая себя на нужный лад, в процессе звона обязательно молится, чтобы звон был угоден Богу.
Раньше церкви стояли на каждой улице, и колокольный звон, возвещавший верующим о начале молитвы, слышал каждый. Сейчас в больших городах он слышен не многим. Однако искусство звонарей не устарело, и в наши дни колокольный звон имеет практическое значение. А кроме того, колокольный звон - такой же вид церковного искусства, как церковное пение, иконопись. Но сегодня иконы печатают и в типографиях. Можно попытаться пойти в ногу со временем и включать запись колокольного звона через большие уличные динамики, но получится ненатурально. Всё равно, что поставить в храм игрушечного диакона. Настоящий церковный звон техника заменить не может. И ещё - колокол живёт 200-300 лет, потом трескается. Расколотый колокол отправляется на переплавку и звучит во вновь отлитом "собрате". Его жизнь вечна.
В ближайших приходских планах – организация курсов звонарей для всех желающих, создание наглядной модели – колокольного тренажёра, и введение уроков звона в программу занятий Воскресной школы. Каждый удар в колокол – это трепет души. Особенно это ощущается, когда к нему подходят дети. И, кто знает, может, именно звук колокола обратит душу ребёнка к чему-то хорошему, светлому, вечному.
Валерий Усманов,
пресс-служба айхальского ГОКа