• Просмотров: 2399

Kazaki-Aykhal 1Айхал-Чернышевский. Для большинства из нас казаки ассоциируются с песнями со свистом, папахами и бурками, шашками-нагайками да конями с норовом. Конечно же, современное казачество идёт в ногу со временем и несколько отличается от своих лихих чубатых предков, охранявших окраины государства Российского и открывавших Сибирь.

 

В поселке Айхал с недавнего времени также существует казачья организация. 28 ноября 2012 года в здании поселковой администрации состоялось официальное назначение атаманом Айхальского хуторского казачьего отдела №3 Вячеслава Александровича Бузыкина. Назначение прошло в присутствии руководства и специалистов администрации, сотрудников полиции и МЧС, атамана Мирнинского городского казачьего общества (МГКО) Сергея Александровича Кирсанова и настоятеля православного храма Рождества Христова иерея Иоанна Серкина. 15 января 2013 года издан приказ по МГКО о создании в нашем посёлке хуторского казачьего отдела №3. Эта дата считается днём официального возникновения казачества в Айхале. 

       5 мая, в праздник Светлой Пасхи, приезжали казаки из Чернышевского. Тогда же, впервые в истории посёлка, приняли казачью присягу четверо его жителей – В.А. Бузыкин, А.В. Козлов, Н.В. Ошкин и В.В. Попов. Через неделю, в первое воскресенье после Пасхи, также приняли присягу кадеты из молодёжного военно-патриотического клуба «России верные сыны» – Александр Распутин, Александр Кульков, Константин Пестерев и Игорь Сафонов.

Kazaki-Aykhal 2

 

Чтобы побольше узнать о столь новом для нашего посёлка явлении, мне довелось побеседовать с наказным атаманом айхальского казачьего общества Вячеславом Александровичем Бузыкиным, казначеем общества Александром Витальевичем Костроминым, настоятелем храма иереем Иоанном Серкиным и получить информацию из первых уст.

Идея о создании общества возникла на казачьем кругу в городе Мирном. Главные цели зарождающегося казачества – формирование среди жителей нравственных ориентиров согласно православной вере, акцент на здоровый образ жизни, спортивно-патриотическое воспитание молодёжи и подготовка юношей к службе в армии, поддержка славянской культуры и защита интересов граждан. Казачество объединяет людей, желающих и готовых противостоять отрицательным веяниям времени, к примеру, злоупотреблению спиртным, активному навязыванию западной системы ценностей и искажению исторических фактов.

Отдельного упоминания заслуживает соответствующая атрибутика и освящённое в день Пасхи собственное знамя, выполненное в лучших традициях и представляющее собой имперский триколор (чёрно-желто-белый флаг) с изображениями двуглавого орла, образа Спаса Нерукотворного и девизом: «Слава Руси!». Мужчины, принявшие присягу, носят темно-синюю униформу с красными погонами. Форму приобрели и заказали из Москвы своими силами. Она очень похожа на обмундирование донских казаков, ведь уссурийское казачье войско (к которому мы и относимся по географическому расположению) исторически происходит от знаменитых отважных «донцов». Также чернышевские казаки подарили папахи, фуражки, бурки и настоящую нагайку (при достаточно сильном и умелом замахе она может перерубить напополам деревянный стол), а благочинный Западно-Якутского благочиния, протоиерей Владимир Севрюков благословил общество, подарив икону – образ Святителя Иннокентия, митрополита Московского.

Во главе объединения находится наказной атаман, назначающийся на казачьем кругу, утверждённый мирнинским атаманом сроком на три года. Атаман может занимать свой пост не более двух сроков подряд. Он руководит казачьим обществом, решает организационные вопросы, распределяет денежные средства, его слово является решающим. Но любое решение, принятое без благословения православного священника, считается самовольным и нелегитимным. Казаки всегда послушны своему духовному наставнику, ведь истинное казачество – это не только искренняя вера, но ещё и послушание.

«Пусть народ тебя познает в делах твоих» 

Конечно же, айхальское казачество – молодое, оно только-только развивается. Но планов уже немало, есть к чему стремиться. Самые ближайшие – это привлечение в общество новых лиц, как среди молодёжи, так и из числа взрослого поколения. Планируется создание казачьего штаба на базе воскресной школы. Хорошо бы иметь более просторное помещение для проведения занятий, ведь в последующие годы ожидается увеличение числа воспитанников воскресной школы. При наличии штаба можно будет организовать специальные курсы, где желающие смогут обучаться всем казачьим премудростям – как в теории, так и на практике. В проекте также проведение лекций для учащихся школ нашего посёлка и показ фильмов.

В больших городах нашей необъятной страны казаки создают народные вокально-танцевальные ансамбли и спортивно-патриотические клубы, активно помогают православным храмам – как строящимся, так и ныне действующим, участвуют в мероприятиях, посвящённым государственным, местным и церковным праздникам и памятным датам. А с целью безопасности граждан организовывают нечто вроде добровольного дежурства, патрулируя улицы в вечернее время суток. Будем надеяться, что благородные казачьи традиции приживутся и на айхальской земле.

С целью применить полученные знания на практике, набраться опыта и проявить себя в полевых условиях, у казаков регулярно проводятся военные сборы. В наших краях они обычно проходят в посёлке Чернышевском, где казачество существует вот уже 8 лет. Радует, что у наших казаков есть возможность подучиться у своих старших товарищей и понять, как сделать лучше. Принять участие может любой казак, независимо от возраста, было бы желание и время. Ближайший сбор состоится в конце августа. В программе сборов – трёхдневная жизнь в палаточном полевом лагере, собственноручно построенным общими усилиями. Каждый день будет начинаться и заканчиваться молебном, ведь на протяжении всего времени сборов присутствие православного священника – обязательно. Участники будут упражняться в пулевой стрельбе, рукопашном бою, преодолению препятствий, строевой и физической подготовке, а также специфических казачьих премудростях, вроде владении шашкой и нагайкой. В свободное от занятий время можно будет провести досуг на природе, например, порыбачить. Словом, масса запоминающихся впечатлений, встречи с интересными людьми и с пользой проведённое время гарантированы!    

- Айхальское казачество живёт, работает и расширяется, - комментирует наказной атаман, звонарь, прихожанин Рождественского храма Вячеслав Александрович Бузыкин. – Люди узнают про наши дела, понимают, что это реальная работа, и приходят к нам. Мы беседуем, предлагаем человеку включиться в работу, проявить себя. И в процессе взаимодействий становится ясно, живёт ли в этом человеке казачество. И кто есть кто.

-Так какой он, настоящий казак?

-Само собой, он - порядочный человек. Всё, что связано с казачеством - честное, серьёзное, мощное. Ведь в основе морально-нравственных устоев казачьих обществ 10 Христовых заповедей: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Каждому следует знать историю своего рода и историю казачества и уметь постоять и за себя, и за семью, и за войско казачье, и за свой город, и за страну в целом.

-Казачество неотделимо от веры, – добавляет казначей общества, старший пономарь и прихожанин Рождественского храма Александр Витальевич Костромин – Вероятно, в этом и заключается основная сложность настоящего времени. «За веру, царя и Отечество!» — это вовсе не простые слова. Казачество пострадало за то, что оно было верным последователем царя и веры. С приходом советской власти одна судьба была, что у православия, что у казачества — разрушали церкви, убивали священников, истребляли казаков. Казаки всегда были защитниками веры — и когда воевали с поляками, и в походах на Турцию и Персию. Конечно, если говорить о возрождении, то дважды нельзя войти в одну реку. Однако православная вера осталась жива, медленно, но возродилась. Именно через неё придет и настоящее казачество. А потрясения наша страна уже переживала — те же 1611—1612 годы, когда на всей территории стояла полнейшая разруха. Но появились Минин и Пожарский, народ поднялся. Именно казаки тогда решили судьбу России, поддержав Романовых. Страна начала возрождаться, и сейчас, наконец, общественность говорит о заслугах династии в создании империи.

-Очень радует, что наши казаки, принявшие присягу, предварительно прошли через подготовительные беседы в храме, регулярно исповедуются и причащаются, живут согласно канонам веры и по совести, – комментирует духовный наставник общества, настоятель Рождественского храма иерей Иоанн Серкин, – Если наше объединение будет идти по жизни с Богом, то это будет очень полезно для всех – и для молодёжи, и для общества, и для церкви, и для посёлка, и для страны в целом. А если оно будет без Бога, то это будет всего лишь внешней ряженостью.  

 

       Будем надеяться, что наши казаки ни за что не станут всего лишь «ряженой сотней», ведь в казачестве с давних времён бытует заповедь: «Пусть народ тебя познает в делах твоих». Пройдёт время, которое всё рассудит и расставит по своим местам. Истинное казачье товарищество, о сути которого говорил Тарас Бульба в одноименной повести Николая Васильевича Гоголя, возродится. Но для этого требуется политическая воля и поддержка государственных органов власти – как федеральных, так и на местах. От взаимопонимания между этими структурами будет зависеть очень многое. Как говорится, дорогу осилит идущий. Только в единстве и общности казачья сила. Будем верить, что не за горами время, когда казачество займёт в современной жизни своё достойное место, уготовленное ему историей. А наши казаки станут надёжной опорой республики, сохранят свои традиции, культуру и ратный дух для будущих поколений, передадут им свой главный завет - любить Родину, служить ей верой и правдой.

          Валерий Усманов,

пресс-служба Айхальского ГОКа