• Просмотров: 2168

11 декабря 2011 года в Градоякутском Преображенском кафедральном соборе была совершена воскресная Божественная Литургия, которую возглавил Преосвященный епископ Роман. Кроме того, за богослужением молилось духовенство, которое начинает съезжаться к Рождественским Чтениям со всей республики.

После службы Владыка произнес проповедь.

«Продолжается время Рождественского поста, время особой молитвы, покаяния, исправления, работы над собой, в чем и желаю вам успехов и также благодатной встречи с рожденным Христом.

В сегодняшний воскресный день Церковь Христова, прославляя воскресшего из мертвых Победителя смерти, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, также вспоминает и мужество угодников Божиих, которые сподобились наследовать венцы спасения - святых богодухновенных мучеников и подвижников. Если мы обратим внимание, то этот день, как и каждый день церковного календаря, обилует памятью святых Новомучеников и исповедников Российских, тех угодников Божиих, которые в сложный богоборческий XX век смогли не только с честью исполнить свое человеческое и христианское призвание, но быть свидетелями победы Христа над смертью в их личной жизни. Они, претерпев нечеловеческие страдания, явили всем нам образец веры и духовной стойкости.

Среди таковых особой звездой сияет святой священномученик митрополит Серафим (Чичагов), память которого Святая Церковь сегодня совершает. За богослужением пелось особое песнопение, в котором раскрывалось значение, труд и подвиг этого священномученика, святителя и исповедника. Внимательный человек, который вчера был на вечерней службе и слушал канон – особое длительное песнопение, посвященное ему, тот по особому воспринял этого священномученика.

Святитель Серафим родился в середине XIX века в очень знатной дворянской русской семье. Образование и воспитание получил в соответствии с рождением. Будучи призванным на военную службу, немало преуспел в воинских добродетелях, дослужился до звания полковника и был одним из выдающихся полководцев того времени. Помня о том, что абсолютно у каждого человека должен быть духовник и наставник, ибо это гарантия успеха и того, что мы правильным путем движемся ко спасению, святитель Серафим, тогда еще будучи военным человеком, избрал себе в духовники святого праведного Иоанна Кронштадтского, который значительно повлиял на становление его как христианина и как святителя Божия. Через некоторое время, оставшись один после смерти жены, святитель Серафим принимает монашеский постриг, а позже становится епископом Православной Церкви. Весь жизненный опыт, который он имел, он реализовал в церковном служении. Надеждой и опорой в этом служении для него был его духовник. С его помощью будущий святитель проникся огромной любовью к великому угоднику Божию преподобному Серафиму Саровскому и очень много сделал в начале XX века для прославления этого святого, в частности написав его жизнеописание. И принимая постриг, он просил себе имя Серафима Саровского, чтобы продолжить служение преподобного Богу и людям.

В богоборческий период святитель Серафим много претерпел в мучениях, тюрьмах и ссылках. В 1937 году был убит, уже будучи митрополитом и светильником земли Русской.

Не случайно я сегодня вспомнил его имя. Для нас важно иметь таких героев духа в памяти и подражать им, потому что у каждого из нас свое призвание. Но главное наше призвание быть христианами, светить ближним, утверждая веру Христову. Прошел страшный век гонений, в одном только календаре-месяцеслове Русской Церкви почти 2000 новых исповедников и мучеников за веру. А сколько их неведомых? Если присмотреться, то каждая семья, живущая в России, имеет в своей памяти дедов и прадедов, пострадавших за веру Христову. Разве мы извлекли уроки из этого периода? Кажется, что все повторяется и народ также далек от Бога и от веры, и готов так же воздвигать гонения на тех, кто благочестиво живет. В этом ропоте мы повторяем век прошлый. Ныне все взволнованны особым поиском и недовольством к власть предержащим, и это стало модным – ругать власть, выражать недовольство и выходить на митинги. Оставим в стороне вопросы политической жизни. Они сложны и Церковь их никогда не касалась. Отмечу лишь то, что и век прошлый, главная беда которого случилась тогда, когда искали виноватого и будто нашли – помазанника Божия, Царя, исповедника Николая, убили, но, к сожалению, поставили диктатуру власти, и при том далеко не лучшую. Потом принялись гнать Церковь, подозревать ее в богатствах и уничтожать. И ничего не добились. Общество не приобрело ничего ни в материальном, ни в духовном отношении.

Важно, чтобы мы не пошли вновь по этому пути, занимаясь поиском виноватых во власти, в начальстве. Виноваты мы сами, потому что спокойно допускаем в своей жизни грех и молчим каждый из нас, когда тихо делаем сделку со своей совестью, грешим против заповедей Божиих, когда нарушаем посты и не имеем любви к ближнему. Как страшно, что этого мы не видим и нам легче искать виноватого там, где-то на стороне. «Вот они, он, история виновата...» До тех пор, пока я сам в себе не разберусь, не наведу порядок должный, не будет успеха ни в личной, ни в государственной жизни. Не случайно главным духовным девизом накануне этой страшной революции и богоборческого века прозвучали слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи!» Корень проблем в тебе самом, говорит угодник Божий, и начало спасения личного и окружающего также нужно искать в себе, потому что «Царство Божие внутрь вас есть», а если его нет в моей душе и в моем сердце, то надо горько плакать и исправляться, прося, чтобы это Царство, мир и благодать Божия водворилась в моей душе и в моей правильной должной христианской жизни.

С болью говорю я все это, потому что и храмы мы построили, и имеем достаточное их количество. А много ли людей приходит в эти храмы? Много ли людей слышит призыв Божий, полагая надежду на Бога? Если мы не пробудимся, мы, стоящие здесь, в храме, и не будем говорить об этом нашим сродникам и ближним, то и в самом деле Господь попустит нам наказания!

Будем верны Господу и будем помнить, что наше спасение и благополучие в нас самих и в помощи Божией нам!»

 

{jcomments off}

Источник материала