• Просмотров: 971

О китайских драконах на российском гербе. Ответ Ивана III Владимиру Путину. И о выборе Винни Пуха, Гэндальфа и Аслана с несвятыми святыми — в незацикленном новом году.

Литературные ангелы-хранители осеняют нас с рождения (колыбельные) до вечности (Иосиф Бродский и Тимур Кибиров о Христе, например), а где-то в промежутках мы справляем Новый год. Собственно, так устроен и европейский календарь, размеченный не бесконечными крысо-свинскими циклами, но укорененный в Рождестве и устремляющий нас ко всеобщему воскресению.
И хотя в канун 2012 года в нашу жизнь пожаловал дракон, чьё темное обаяние вдохновило премьер-министра-кандидата испросить себе и нам ползучего процветания в наступающем, хранить нас будет не этот китайский червяк, прошитый георгиевским копьем (искони на российской копейке и гербе), но добрые герои светлых сказок и притч, являющие нам любовь к нам, заботу о нас и неотмирную радость и веселье в том Царствии, над коим не властны никакие драконы, а уж тем более претендующие популисты.
С какой же печалью смотрят из глубины веков на обдраконившихся россиян те, кто по крохам собирали Русь, противостоя поганым (язычникам) и басурманам (мусульманам), приходившим с мечом и огнем.
Ответ Ивана III Владимиру Путину был дан 15 июля 1464 года. В то воскресение была открыта для всеобщего обозрения и почитания белокаменная скульптура святого Георгия Победоносца, установленная над въездом в Кремль через Фроловскую башню:
«Того же лета месяца июля 15, поставлен бысть святыи великии мученик Георгии на воротех на Фроловьских, резан на камени, а нарядом Васильевым, Дмитреева сына Ермолина» (Полное собрание русских летописей. Т. XXIV. Ермолинская летопись. СПб, 1910, с. 158).
Как пишет автор ЖЗЛловского повествования об Иване III Николай Борисов,
«небесный воин был изображен на коне, с копьем и распростертым под копытами коня издыхающим драконом. Этот сюжет, называемый в иконографии «Чудо Георгия о змие», символизировал победу добра над злом, христианства над «погаными». В контексте той эпохи он воспринимался как знак героической борьбы с «поганой» Ордой, на знаменах которой изображался дракон — древний китайский символ счастья. … Почитание святых воинов Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского особенно усилилось в Москве в героическую эпоху Дмитрия Донского. При Василии I их парные изображения появляются в составе деисусного чина иконостаса.» (Борисов Н.С. Жизнь замечательных людей. Иван III. М., 2006. Сс. 191, 193)
Не хотелось бы, конечно, никого разочаровывать, но, боюсь, что и поныне наш ответ всем новогодствующим драконопоклонникам дан на нашей копейке, на нашем гербе, а также в книгах известных драконоведов Толкина («Хоббит или туда и обратно») и Льюиса («Покоритель зари»). Ну а заходеровский Винни Пух -это просто символ души нараспашку, поэтики дружбы и доверчивой непосредственности. Непосредственности, которая стала основанием для сравнения пришедших к Спасителю под благословение детей с тайнозрителями Царствия Небесного.
Мне же из прошлогодних книг самой драконоборческой представляется сборник историй про несвятых святых; об авторе этого сборника, в частности, известно, что молодому послушнику, обратившемуся за благословением творить непрестанную умную молитву, он посоветовал для начала изучить как раз виннипуховское жизнеописание. Для тех, кому еще не посчастливилось открыть книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», скажу, что, с моей точки зрения, в минувшем году литературных ангелов-хранителей на Руси прибавилось. Осталось нанести им визит.
С Новым годом и тихой радостью во Христе!
иеромонах Дмитрий (Першин)
{jcomments off}