об Иконах и усобших

  • Валентина
  • Валентина аватар Автор темы
  • Посетитель
  • Посетитель
11 года 8 мес. назад #1930 от Валентина
Валентина создал эту тему: об Иконах и усобших
Исход 20гл.:4-5.и Исаия 44гл.:9-20. 1.Как объяснить поклонения святым,если Бог ревнует и даже ангелам не велено поклоняться и служить им,тем паче нарисованным бездыханным изображениям. 2.почему мы должны поклоняться мощам святых,если они там,на небе?К томуже в Писании написано,что ходатай за нас Иисус Хр.,ибо Он сказал:<<...что не попросите у Отца Моего во имя Мое,будет вам>>.-Пожалусто объясните нам на эти 2-вопроса.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Наиля
  • Наиля аватар
  • Посетитель
  • Посетитель
11 года 8 мес. назад #1931 от Наиля
Наиля ответил в теме об Иконах и усобших
Валентина писал(а):

Пожалусто объясните нам на эти 2-вопроса.

И мне.
Вложения:

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Больше
11 года 7 мес. назад #1934 от Протоиерей Владимир
Протоиерей Владимир ответил в теме об Иконах и усобших
Валентина писал(а):

Исход 20гл.:4-5.и Исаия 44гл.:9-20. 1.Как объяснить поклонения святым,если Бог ревнует и даже ангелам не велено поклоняться и служить им,тем паче нарисованным бездыханным изображениям.

Здравствуйте Валентина, спасибо за вопрос.
Сразу замечу, что Церковь не в коем случае не учит своих чад служить иконам и бездыханным изображениям. Поклонение есть двух видов: 1) как религиозное служение что приличествует только и только по отношению к Богу 2) как почтительное-уважительное отношение, что может выражаться в том числе, и в поклоне по отношение к людям и священным предметам, что опять же мы неоднократно встречаем в Библии.
Иконы имеют для нас ценность, как изображения тех, в ком жил, по слову апостола, Христос: "и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня."(Гал.2:20)
Иконам православные не молятся, а молятся тем кто изображен на иконах. Мысль от образа (икона) возносится к первообразу - это закон психологии, пример фотография смотря на которую Вы не будете акцентировать ваше внимание на качестве бумаги, а станете думать о человеке, изображенном на фото. Мысль от образа вознеслась к первообразу, т.е. к тому кто изображен на фотографии.

Приведу отрывок из Катехизиса иерея Олега Давыденкова.

"Священное Писание неоднократно говорит о необходимости почитания святых и вменяет нам в обязанность
а) чтить память святых:
"Память праведника пребудет благословенна" (Притч. 10, 7);
б) подражать примеру их жизни:
"Поминайте наставников ваших..., и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13, 7);
в) прославлять святых угодников Божиих:
"... отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк. 1, 48).
При этом воздаяние людям Божиим подобающей им чести вознаграждается от Господа:
"кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка" (Мф. 10, 41).
Кроме того, почитание святых в Православной Церкви носит характер поклонения, которое выражается в сооружении храмов в честь святых, возжжении светильников и каждении пред их изображениями, целовании изображений, преклонении перед ними колен.
Таким поклонением никоим образом не нарушается вторая заповедь Декалога, потому что православное богословие строго различает поклонение как всецелое служение (latreia), подобающее исключительно Богу, и почитательное поклонение (timetike proskynesis), то есть воздаяние чести, которое допустимо по отношению ко всему, что заслуживает нашего уважения и почитания, в том числе и по отношению к человеку как носителю образа Божия [9]. В Священном Писании мы имеем множество примеров поклонения людей друг другу. Сам Моисей кланялся своему тестю Иофору (Исх. 18, 7), Авраам, отец верующих, кланялся хеттеянам (Быт. 23, 12), а царь и пророк Давид — своим гостям (3 Цар. 1, 47). Если такое поклонение как воздаяние чести допустимо по отношению к грешным людям, живущим в земных условиях, то тем более оно уместно по отношению к святым, достигшим совершенства и прославленным Богом.
Почитая святых, Церковь имеет правило их молитвенного призывания, испрашивает их молитв о верующих на земле. Сам Бог повелевает человекам просить у других молитв о себе. Так, Авимелеху, царю Герарскому, Бог повелел просить молитвы за себя у Авраама:
"он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив" (Быт. 20, 7).
Пророк Самуил молился Богу о своем народе:
"воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь" (Цар. 7, 9).
Если такой действенностью обладают молитвы верующих на земле, то тем более действенны должны быть молитвы святых, приносимые непосредственно перед Престолом Всевышнего:
"И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога" (Откр. 8, 3-4).
Обычай призывать в молитвах имена усопших праведников уходит в глубокую древность. Еще царь Давид молился: "Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших!" (1 Пар. 29, 18).
Этой древней практике следует и Православная Церковь, призывая
"Христа истинного Бога нашего, молитвами Пречистой Его Матери и всех святых"[10].
Православное почитание святых, вопреки мнению протестантов, не умаляет заслуг Христа как единого Посредника между Богом и человеками (1 Тим. 2, 5-6). Действительно, в деле Искупления, примирения человека с Богом, Христос есть единственный Посредник, и никаких других соискупителей быть не может. Однако спасение людей, усвоение ими плодов искупительного подвига совершается опосредованно. Очевидно, что существуют люди духовно более опытные, выше поднявшиеся в своем восхождении к совершенству и потому способные помогать менее совершенным в их восхождении.
Почитание святых в Православии всегда христоцентрично. Поэтому мысль о том, что почитание святых угодников каким-то образом умаляет значение искупительного подвига Христа Спасителя, равнозначно утверждению, что честь, воздаваемая плодам, умаляет достоинство лозы, на которой и благодаря которой эти плоды выросли.
3.1.3.2. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле

Отрицание практики молитвенного призывания святых было бы оправдано, если бы святые были полностью изолированы от своих собратий на земле, не были посвящены в события земной истории. Однако Священное Писание не дает оснований для таких предположений.
О предстательстве святых за живущих на земле в Библии говорится как о чем-то вполне естественном:
"И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему" (Иер. 15, 1).
Иуда Маккавей видел во сне, как бывший иудейский первосвященник Ония, "простирая руки, молится за весь народ Иудейский". При этом Ония говорит Иуде о пророке Иеремии:
"это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий" (2 Мак. 5, 12-14).
Ап. Петр обещал не оставлять своего попечения об учениках после смерти:
"справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою... Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память" (2 Пт. 1, 13-15).
Очевидно, слова эти следует понимать в том смысле, что апостол не перестанет заботиться о своих учениках и после своей смерти.
Святые не только предстательствуют о нас на небесах, но также принимают непосредственное участие в земных делах. Например, Моисей и Илия явились во время Преображения Господа Иисуса Христа и беседовали с Ним "об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме" (Лк. 9, 31).
После крестной смерти Господа Иисуса Христа
"многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим" (Мф. 27, 52-53). "Поелику чудо, столь важное, не могло быть без важной цели: то должно полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и победоносном воскресении Его, и сею проповедию споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывшуюся тогда новозаветную"[11].
Нередко святые чудодействуют через некоторые земные посредства. Так, через платки и опоясания ап. Павла совершались исцеления и чудеса в его отсутствие (Деян. 19, 12).
"По сему примеру понятно, что Святые и по кончине своей равномерно могут благотворно действовать чрез земные посредства, получившие от них освящение"[12].
Примером такого действия может служить воскресение мертвого от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар. 13, 21)."

2.почему мы должны поклоняться мощам святых,если они там,на небе?

Потому что они пронизаны благодатью Духа Божьего. Почитая мощи святых, мы почитаем Духа Божьего, жившего в них. "Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом." (2Кор.6:16)

Примерно вот так. Помогай Вам господь. *1*

Мир всем. С уважением протоиерей Владимир.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.