• Просмотров: 2093

Дежурный» по «горячей линии» Епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) пришел в редакцию минут за десять до начала разговора с читателями «Якутии», и мы попросили владыку в стиле визитной карточки рассказать о себе.

— Из простой православной семьи, мама — специалист городской связи, отец — рабочий.

Семья всегда была верующей, бабушка по материнской линии, воспитав детей, приняла тайный постриг в монашество. Средняя школа, ПТУ (как сейчас говорят «колледж»), служба в армии. Перед армией поступил на церковное служение иподьяконом, поэтому попал в стройбат. Служил, слава Богу, нормально, без тех дикостей, о которых теперь иногда приходится слышать. Затем Ставропольская духовная семинария, Московская духовная академия, защита кандидатской, возвращение в родную Ставропольскую семинарию, где был проректором по воспитательной работе в течение 10 лет.

— Строгим проректором?
— Сложно самому себе давать оценку.

— Глядя в ваши добрые лучистые глаза, сложно представить, что кого-то доводилось отчитывать.
— А приходилось, не без этого. Маленькая провинциальная семинария устроена по принципу семьи: начальствующий там отец, преподаватели — братья, а все остальные — дети. В семье нужно иногда и наказать.
— Но не физически?
— Конечно, нет, что вы. Трудотерапия…
— Разве можно трудом наказывать?
— Вполне можно — снег почистить, лишний раз полы помыть, если энергии много и ее некуда девать.
— Назначение в Якутию оказалось неожиданным?
— После того, как я стал монахом и доверил свою судьбу Церкви и Богу, ничего случайного и неожиданного у меня нет. Все воспринимаю как волю Божию. Так, как учат святые отцы со времени пришествия святых апостолов. Это залог наиболее удачного церковного администрирования, если ты воспринимаешь все, что тебе говорит священноначалие, как руководство Божие.
— А как вам пришло решение стать монахом?
— Воспитывался в серьезной консервативной традиции — в поколениях наших родственников были многодетные семьи, и одного из детей обязательно посвящали на служение Господу. Для мамы я был первенцем, трудный в смысле рождения ребенок, и она так решила. Насильно не заставляла, но привила особую любовь к церковной жизни. Так что в 24 года после армии я вполне осознанно воспринял монашеское служение, как продолжение прежней своей жизни. Самый оптимальный вариант для пострига — многие святители, богословы принимали монашество именно в таком возрасте.
— В местной прессе вам уже «досталось» за избрание в Общественный совет при президенте республики. Как вы относитесь к данному факту и вообще к критике в свой адрес?
— К критике нормально отношусь, лишь бы она была конструктивной. Если что-то в моих действиях человеку кажется ошибочным, неправильным, я готов объяснить свои действия.
Что касается Общественной палаты, то поскольку они включают в себя представителей и руководителей общественных организаций, безусловно, Русская православная церковь как самая большая общественная организация России должна принимать участие в ее работе по самому факту своего существования. У меня есть опыт работы в Общественной палате Ставропольского края, Наблюдательных советах и общественных организациях различных направлений.
— Откуда в 42 года такая устойчивость к происходящим вокруг событиям и какое-то внутренне очень спокойное отношение?
— Устойчивость… Да все это основано на духовной жизни. Стержнем любой личности являются духовная основа, молитва, молитвенные переживания, опыт общения с Богом. Все это созидает основу человеческого бытия. И если нет мира в сердце, то, конечно, не будет его и в моих делах, и в моем поведении. А если в моем сердце Христос — податель мира, то оно спокойно, если духовное настроение правильное, то и все остальное будет восприниматься объективно и адекватно.
— На службе вы с заметным удовольствием поете…
— Мама в отрочестве понудила пойти петь в церковный хор. Я очень переживал: «Как же я смогу, там певчие с достойным образованием, поют лет по сорок!» «А вот это и будет твоя певческая школа!» Так что и нотную грамоту, и постановку голоса получил в церковном хоре.
— Вы не успели начать служить, как ввели традицию празднования в епархии Дня семьи, любви и верности, вручили первым якутским семьям дипломы имени святых Петра и Февронии. Какие еще новшества нас ожидают?
— Это не новшество, это те вещи, которые уже устоялись, сложились церковно-общественные праздники, да и вообще праздники, существующие для поддержания традиционных ценностей для наших народов. Их много, но чаще они громко проходят в столичных центрах, а к нам доходят лишь отголоском. Следует придать им должное звучание.
— Аушева Ольга Николаевна вас беспокоит. Я человек не крещеный, а мама была крещеной, она умерла. Могу ли ставить за нее свечи за упокой?
— Конечно же, насильно никого нельзя крестить. Вы вполне можете ставить свечи, молиться о ней в домашней молитве. Я думаю, что это молитва будет более действенной и полезной, если вы примете Святое Крещение и будете в церковных таинствах молиться о своей маме.
— Меня зовут Саргылана. Какие благотворительные акции проводит церковь и почему об этом мало рассказывается в той же прессе?
— Церковь помогает очень многим, ведет активную социальную работу. Но в христианстве не принято трубить о своих добрых делах. Если ты намерен сотворить доброе дело — сделай его тайно, и Господь, как сказано в Священном Писании, «видя тайное, воздаст тебе явно». Много церковных людей и приходов занимаются благотворительностью, добрыми делами в самом широком смысле этого слова, но молчат об этом, считая это уделом их совести. Вот, например, у водителя моей служебной машины Анны Васильевны жизненное кредо — делать добрые дела. Она занимается и детскими садами, и геронтологическими центрами, очень много делает, потому что ее сердце переполнено любовью и добротой.
Наверное, в этом смысле нужно бы подправить ситуацию и рассказывать об основных направлениях социального служения Церкви не ради бахвальства, а чтобы знали. Вот в республиканском медицинском центре мы открыли постоянный храм, при котором находится священник, духовно и посильно материально поддерживающий тех, кто приезжает из дальних улусов. Если прежде это была часовня, то теперь полноценный храм и священник, освобожденный от всех других послушаний.
— Как вы относитесь к тому, что молельные комнаты открываются в учебных заведениях, аэропорту?
— Да очень хорошо отношусь! У меня есть опыт организации общины и домового храма при светском институте. И знаете, как благотворно повлияло присутствие храма? Никто туда никого не загонял — ни преподавателей, ни студентов. Но все знали, что два раза в неделю здесь совершают богослужение, что храм постоянно открыт, что священник или церковнослужитель окажут помощь советом и участием. Студент перед экзаменом или вообще в какой-то ситуации мог зайти, помолиться о маме и папе.
Есть культурно-общественные мероприятия, которые мы утеряли из своего российского уклада. Рождественские колядки — это забава, баловство? Так выглядело до последнего времени, когда детвора бегала по подъездам с басенками или песенками. Но ведь это великая традиция нашего народа, когда переживание праздника Рождества Христова не могло уместиться в одном сердце и в одной комнате. Люди шли в гости, неся при этом определенные атрибуты и исполняя соответственные песнопения.
Вот я и предложил в студенческом храме: давайте научимся правильно колядовать, Христа славить. Распечатали ноты. Вы не представляете — профессора, которым далеко за 60, приходили и по этим нотам учили колядки! А потом спрашивали: «Можно я с собой эти тексты заберу?
Храм в аэропорту или на вокзале? Конечно же, можно, а почему нет? Поставить свечу, помолиться перед путешествием… Кто-то из общественных деятелей нашего века озвучил такой тезис: «Больше храмов — меньше тюрем!» 
— Иногда человек меняет веру…
— Это очень сложный, тонкий, я бы сказал интимный процесс, и сейчас обобщать все это, говорить, дурно это или недурно, я бы не стал.
— Что, по-вашему, важнее — ходить в церковь или просто быть хорошим человеком?
— Нельзя так противопоставлять. Помните у Федора Михайловича Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено!» Если веры в Бога нет, то отсутствует фундамент, на котором строится нравственная шкала ценностей.
— Как вы относитесь к тому, что вслед за В. В. Путиным в церковь потянулись сонмы чиновников, ранее не переступавшие пороги храмов?
— Да прекрасно, что они пришли в Храм. Пусть лучше со свечкой стоят, нежели будут продолжателями атеистических идеологий или пойдут к сектантам, которые осуществляли и продолжают осуществлять антиобщественные действия по отношению к России.
— У вас есть свой пример для подражания, безусловный авторитет?
— Есть древнее присловие, родившееся на Афоне: человек не сможет спастись, унаследовать жизнь вечную в Царствии Небесном, если в глазах другого человека он не увидит сияние вечной славы. Мы все становимся лучше и в результате собственной работы, и от встреч с добрыми, хорошими, порядочными людьми.
В моей жизни много было таких людей — это простые священники в приходах, добрые смиренные труженики, выдающиеся архиереи и даже те, кого я вообще не видел, но читал их труды или видел фотографии. Например, выдающийся проповедник митрополит Антоний Сурожский — его творения значительно повлияли на мое становление.
— Это «горячая линия»? Я хотела узнать, может ли человек стать служителем церкви без специального образования?
— Нет, без специального образования это невозможно. Вера, конечно же, важное условие, но вам нужно поступить в духовное училище, где есть пастырское отделение (готовит священников) и регентское (регентов для церковных хоров).
— Это училище в Старом городе?
— Да.
— И сколько учиться надо?
— Три года. Пожалуйста, приходите, будем рады.
— Вы уже побывали в заречных улусах, проехали на машине до Вилюйска, познакомились с Мирным, Ленском, Покровском, Намцами и так далее. Какие вынесли впечатления?
— Запало в сердце отсутствие злобы, очень мирное устроение духа людей, несмотря на все сложности сельского проживания или проблемы экономического характера. И еще очень важно, что тяготение к возрождению Церкви, приходов, церковному служению восходит снизу от самих верующих.
— Владыка, я окунаюсь в прорубь 19 января, но в последние годы это превращается в шоу…
— Да пусть лучше из этого делают шоу, чем из чего-то дурного и аморального!
— Это отец Роман? Хочу задать вопрос. Моя фамилия Яковлева, зовут Анастасией. У нас в городе на улице Каландаришвили расположен салон «Чароит», хотя когда-то в этом здании была Троицкая церковь…
— Спасибо за вопрос. Могу сказать, что после приезда и знакомства с ситуацией поставил перед собой задачу возрождения Троицкого собора. Провел несколько встреч с должностными лицами. Хорошо, что вы озвучили этот вопрос — мне тоже нужна ваша поддержка.
— Не кажется ли вам в связи с происходящими в нашей стране трагедиями, что многие начальники и чиновники утратили способность покаяться содеянным по их вине и уйти с занимаемой должности по собственному желанию, не дожидаясь результатов прокурорских проверок?
— Если бы все эти беды были только по вине чиновников! Но наибольшее число жизней уносят так называемые стихийные бедствия или аварии на транспорте. Согласен, что каждому человеку, а чиновнику особенно, нужно иметь доброе сердце. Мне думается, трагедии, которые случаются, — это показатель духовно-нравственного состояния народа. Это не значит, что какой-то Иван Иванович начал слишком жирно жить и не ходит в церковь. Вот все бы мы не кого-то винили, а больше обратили внимание на молитвы, на свое внутреннее устроение. Проще всего найти козла отпущения: ах, вот он виноват, потому что у него три машины и яхта! Он то за себя ответит. И перед Богом тоже!
— Уважаемый владыка, вас беспокоит композитор Валерий Шадрин. В Интернете прочитал, что вы были в большой поездке в Киев.
— Поездка была по случаю дня Крещения Руси, который уже несколько последних лет празднуется на территории России, Украины и Белоруссии. Состоялись торжественные богослужения, большой концерт, участники которого воспевали новоапостольного князя Владимира, принятие христианства Русью. Я принимал участие в богослужении и был ответственным за сопровождение делегации Грузинской православной церкви во главе с патриархом.
— Скажите, вы будете продолжать традицию своих предшественников и ходить в наш оперный театр?
— Обязательно, с огромным удовольствием!
— Вас беспокоит Доронина Татьяна. Я прихожанка Преображенской церкви, и меня волнует судьба тех обездоленных, что встречают нас у ворот храма. Зачастую это не нищие, а просто спившиеся люди, и нет уверенности, что милостыня будет использована на благое дело. Последнее время я покупаю им булочки или хлеб, которые продаются у входа, но такие подношения не всегда приветствуются…
— Мне кажется, у этого вопроса есть несколько граней. Конечно же, на то нам и дан разум, чтобы всякое, как кажется, доброе дело, которое мы творим, делали с рассудительностью. Если я вижу, что денежки, которые я жертвую, идут не на благо, а на вред, можно и попридержать.
Что касается наличия просящих и нищих вокруг нас, в том числе и на церковной паперти, они всегда были, есть и будут. Это люди, через которых мы можем проявить свои милосердие и заботу. Наши священники недавно начали посещать приют, где содержатся люди без определенного места жительства, говорят с ними, пробуждают их совесть, поддерживают духовно и материально. Тем самым снижают негативные моменты, о которых вы говорите. Спасибо вам за вопрос!
— В прошлом году слышала, что церковь начала активно работать с алиментщиками…
— Скажу личное мнение: мне не совсем нравится, что начали церковь привлекать и деньги с должников выбивать, с алиментщиками работать. Это, по-моему, уже слишком. Зачем же тогда специализированные структуры созданы?
— У вас очень красивая панагия…
— Да, это с Украины, Почаевская икона Божией Матери. По отношению к Якутии блаженнейший Владимир, Предстоятель Украинской Православной церкви, проявил особое внимание: когда я попросил частицы мощей святых угодников, почивающих в пещерах Киево‑Печерской лавры, то на следующий день получил их. Часть мощей я передал в женский Покровский монастырь — там будут храниться мощи преподобных — целителей Дамиана, Агапита и Алипия Иконописца. Остальные мощи ждут достойного обрамления и также станут доступными прихожанам.
— Вы уже побывали на Ленских столбах?
— Пока не довелось, но 19 августа, в день Преображения Господня, планируются праздничные богослужения и торжества по поводу престольного праздника нашего кафедрального собора. В этот день мы установим памятник на могиле приснопамятного епископа Зосимы. Среди приглашенных гостей — Архиепископ Курский Герман, хорошо знакомый якутянам, Епископ Гатчинский Амвросий, ректор Санкт-Петербурской духовной академии и Епископ Пятигорский Феофилакт. Возможно, тогда и Ленские столбы посетим.
Час пролетел в состоянии благодати от присутствия и ответов владыки. А когда он спускался по крыльцу Дома печати, к епископу подошли за благословением трое мужчин, явно поджидавших его после «горячей линии»…
Олег Емельянов

Источник: Республиканская общественно-политическая газета "Якутия"

{jcomments off}