• Просмотров: 1629

Епископ Якутский и Ленский Роман: «Не упустите возможность перестроить сознание!» ...Масленичный разгуляй остался позади. 27 февраля у православных верующих начался Великий пост – семь особых недель, к которым применимо определение в превосходной степени: «самые-самые».

Ведь Великий пост – он действительно самый долгий и самый строгий.

Вот почему с особым трепетом в него вступают не только те, кто традиционно постится из года в год, но и те, кому предстоит пережить это состояние впервые.

О чем нужно помнить во время Великого поста? И как не совершить достаточно распространенную ошибку, подменив смысл глубокого духовного очищения простым отказом от привычного меню? Об этом я попросила рассказать епископа Якутского и Ленского Романа.

– Прежде всего, Великий пост самый древний и самый главный. Самый древний он потому, что установил его сам Господь, когда постился 40 дней и 40 ночей перед началом своего общественного служения. Действия Спасителя – пример для нас, то, чему мы должны подражать и к чему стремиться.

А главный он потому, что ведет к самому значительному событию церковного года – Пасхе, важнейшему празднику, торжеству из торжеств. Вот почему богослужения Великого поста совершенно особые – они трогательны и величественны одновременно. Наверное, невозможно найти такого православного композитора, который бы не посвятил свою музыку хотя бы одному из песнопений Великого поста. А если вспомнить монастырские напевы, то они просто душу переворачивают.

Почему пост длится именно 40 дней? В Ветхом завете упоминается десятина – мы призваны отдать Богу десятую часть того, что имеется у нас, за те благодеяния, которыми он нас одарил. Десятина – знак нашей благодарности Спасителю. Так вот 40 дней – это примерно десятая часть года. И эту временную десятину мы должны посвятить Богу и личному преображению.

Что происходит во время Великого поста? В богослужебном ритме – менее торжественные богослужения. Они направлены, в первую очередь, на исследование самого себя, поиск смысла жизни, сопоставление дел собственной жизни с примерами евангельскими. Вот почему в эти дни много читается Евангелие, много говорится о праведниках – ветхозаветных и новозаветных. Человеку как бы дается ряд идеалов, видя которые он должен работать над собой, каяться, исправляться и совершенствоваться.

– Владыка, а можно ли быть православным человеком, но не держать Великий пост? И какие причины являются уважительными для этого?

– Постовые требования очень высоки, но это тот идеал, к которому в любом случае нужно стремиться.

Конечно, отнюдь не всякий в состоянии взять на себя подвиг великопостного говения. И бывают ситуации, когда я даже не рекомендовал бы это делать – отказываться от пищи, что называется, с головой погружаясь в пост. К примеру, людям не готовым, только что пришедшим к вере, новокрещенным…

– Почему?

– Потому что, с одной стороны, у неподготовленных людей может быть подорван естественный ритм жизни. А с другой, есть риск другого осложнения – это когда пощение идет ради пощения, что порой даже составляет некоторую степень человеческого тщеславия: вот, мол, я держу пост!

Подобного быть не должно. Ведь пост – средство к достижению цели. А цель одна – это общение с Богом, уподобление Ему, единение с Ним. Пост должен помочь нам к этому прийти.

Вторая категория – это люди больные, те, кто страдает явно выраженным недугом, в результате чего человек уже несет определенные скорби. И удваивать их еще трудностями поста может быть чревато тем, что человек рискует надорваться. В одной из древних святоотеческих бесед о значении Великого поста есть хорошее сравнение: пост – это лошадка, на которой мы едем в Царство Небесное. Ее важно не перекормить, потому что тогда она откажется нас везти. Но в то же время не стоит и морить голодом – иначе она упадет. Все должно быть в рамках разумного.

Третья группа – это дети, беременные женщины или только что родившие мамы, люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом. Для каждого из них в пост предусматривается послабление, которое нужно согласовать с духовником.

– У меня немало знакомых, о которых можно сказать так: «слегка православные». То есть они ходят в церковь, выполняют что положено, но вот решиться держать пост не могут никак. Говорят: «для этого нужно созреть!» А как правильно: дождаться, пока «процесс вызревания» пройдет естественным путем или привести себя к этому насильно?

– С одной стороны хорошо, что процесс вызревания все-таки идет, но плохо, когда в этом состоянии человек остается на всю жизнь. Однажды, говоря об одной из сект, Андрей Кураев метко заметил: «Они похожи на первоклассников, которые пришли в первый класс, да так в нем и остались».

Так вот хорошо ли всю жизнь быть первоклассником? Наверное, нет. Конечно, готовиться надо, но важно не опоздать. Между тем, сегодня постящихся людей все больше. Знаю, что среди них многие известные люди, которые это просто не афишируют. Постящиеся прекрасно знают, какова от этого польза телу и душе.

– Владыка, вопрос «технический»: если не удержишься – съешь запрещенное или лишнее – значит, пост насмарку?

– Конечно, нет. Тут важнее другое – не изменить тому ревностному духу, тому искреннему желанию пройти поприще поста, чтобы стать лучше. Ведь ошибаемся и согрешаем мы часто и много – уж такова человеческая природа. Но не стоит впадать в отчаяние, что не удержался от соблазна во время поста. Куда важнее не повторить ошибку, не растерять усердие, рвение, дух.

– Многие во время поста оказываются в ситуации выбора. Например, когда приглашают на свадьбу. Что делать постящемуся: идти или нет?

– Если он откажется и его отказ поймут правильно, прекрасно. А если обидятся на то, что не захотел разделить с ними пир любви, уникальное торжество, которое бывает один раз в жизни? Если, оскорбившись, после этого решат для себя, что все верующие – мрачные люди, которым принципы важнее близких? От чего будет меньший вред?

Ситуации в жизни бывают разные. В любом случае важно не терять головы. Во всем должен быть здравый подход, который хорошо бы обсудить со своим духовником.

– То есть иногда нарушения возможны?

– В ситуации выбора - да! Ради христианской любви и уважения к ближнему.

– Что бы вы хотели пожелать тем, кто в Великий пост в этом году вошел впервые?

– Во-первых, никогда не думать, что пост – это только отказ от определенной пищи. Вычленять из столь глубокого духовно-телесного явления одну лишь его гастрономическую часть означает низводить пост до уровня диеты.

Свое привычное меню мы ограничиваем для того, чтобы исполнить главную цель – добиться внутреннего преображения, очищения сердца и души, преображения чувств. Суть поста – работа над собой, вот почему по значимости он в центре церковного года. Это второе.

Ну, и третье, о чем должны помнить постящиеся, это участие в богослужениях. Ведь ничто другое так не передает суть покаянного значения поста, не заставляет правильно перестроить наше сознание, в чем оно так нуждается. Не зря в греческом языке слово «метанойя» означает не только «раскаяние», но дословно переводится еще и как «перемена ума». Переменить мировосприятие – вот что многим из нас нужно…

 Беседовала Елена ВОРОБЬЕВА.

Источник

{jcomments off}