• Просмотров: 1678

brifing miniМирный, 18 сентября. От Дальнего Востока до Ближнего: вопросы молодых епископу Роману.

16-18 сентября 2014 года состоялся визит епископа Якутского и Ленского Романа в Мирнинское благочиние. В последний день визита владыка встретился с молодежью столицы алмазного края — учащимися Мирнинского регионального технологического колледжа.

 

Приход, гимназия, колледж — есть, чем делиться

 

Получасовой разговор стал продолжением встречи, начавшейся чуть ранее здесь же, в МРТК, презентацией епархиального фильма о святителе Иннокентии Московском «Якутии небесный покровитель». Поводом к разговору послужило подписание соглашения о сотрудничестве между МРТК, Свято-Троицким приходом и Свято-Иннокентьевской гимназией города Мирный.

 

Собственно сотрудничество ведется уже давно, о чем напомнили и владыка Роман, и директор колледжа Владимир Викторович Березовой. Первые выпускники гимназии уже учатся в лучшем якутском сузе, священники Свято-Троицкого храма проводят со студентами духовно-нравственные беседы.

 

-Нам есть, чем делиться друг с другом, - подчеркнул владыка. -Мы трудимся в одной образовательной плоскости, цель наша — молодежь и ее духовное наполнение. Поэтому я приветствую подписание этого соглашения.

 

Дальний Восток: не окраина, а начало.

 

Студенты колледжа поспешили затронуть в своих вопросах архипастырю самые разные темы. Первый же вопрос касался прошедшей 13-15 сентября встречи дальневосточных архиереев и представителей государства со Святейшим Патриархом Кириллом.

 

Молодым людям было приятно услышать, что не только государственные мужи, но и предстоятель Русской Православной Церкви считает Дальний Восток не окраиной, а началом.

 

- Мне понравилась аллегория, которую привел Святейший, -рассказал владыка. - Откуда встает солнце? С востока. Куда обращены все храмы? На восток. Так, может быть, Дальний Восток — это не окраина, а хорошее и доброе начало?

 

ОПК со 2 по 9 класс?

 

Студенты, надеющиеся связать свой профессиональный путь с образованием, задавали вопросы о школьном курсе основ православной культуры — в частности, епископа Романа попросили оценить недавно начавшее обсуждаться в Министерстве образования предложение об обязательном изучении курса основ религиозных культур и светской этики со второго по девятый класс.

 

-Стремление иметь этот предмет в школах возник с того, что в 90-е годы разрушилась одна из лучших в мире советская система школьного образования, в которой гармонично сочетались образование как получение знание и воспитательный процесс, - напомнил владыка. -Эти вещи неотъемлемы друг от друга. Умный, но с жуткой душой — это страшный человек, это обезьяна с гранатой. Ничего не знающий, но размышляющий о вечности и душе — это история пребывания Лыковой в тайге.

 

Сочетанием того и другого — получения интеллектуальных навыков и нравственной основы — характеризовалась советская школа. После распада государства воспитанием детей перестали заниматься. Родителям некогда, школа говорит: «Не наше дело». В итоге столкнулись с проблемами, которых раньше и не было. Возник термин «потерянное поколение».

 

Большой пласт воспитательной работы — в религиозной культуре. Как бы ни менялась политическая идеология — во все времена Александр Невский, Владимир Креститель, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский — останутся идеальными примерами для подражания. Эту культуру надо изучать. Не веру — ее изучают в воскресных школах, а религиозную культуру.

 

С инициативой изучения религиозных культур в школах выступили представители традиционных конфессий. Президент тогда еще Д. Медведев ее поддержал. Вскоре стало ясно, что это ценный опыт. Не зная святынь Московского Кремля, нельзя понять его истории, не зная Священного Писания — русскую литературу.

 

Теперь слышны голоса, предлагающие продолжить изучение этого предмета, причем раздаются они не из Церкви, а из светских школ.Меня как священника это предложение радует: я не вижу ни зашоренности, ни фанатизма. Я противник навязывания и силовых методов, но мы должны прийти к пониманию, что эти знания необходимы.

 

… и почему немногие изучают религиозную культуру?

 

В то же время, спрашивали ребята, процент выбирающих для изучения православную или иную религиозную культуру сравнительно низок, чаще выбирают светскую этику — в чем причина? Епископ Роман считает, что корни лежат в антирелигиозной направленности советского строя, отголоски которого доносятся до нас и сегодня:

 

-В советское время за выражение религиозных чувств не просто наказывали, а сажали в тюрьму и убивали. Под этим страхом жили три поколения людей. В европейских странах, не пережившей атеизма, нормальным считается в воскресный день идти в церковь. Религиозная жизнь естественно включена в жизнь каждого человека.

 

А у нас религиозные потребности загнаны далеко и глубоко, люди боятся сказать: «Я православный» или «Я мусульманин». Мы понимаем значение религиозной культуры в жизни нашей страны, но боимся — поэтому и выбираем светскую этику.

 

Вы уже свободны от этих предрассудков. Вы будете людьми иного духовного склада, более свободными в своем выборе.

 

Знание друг друга — залог мирной жизни

 

Молодых людей волнует обстановка и за пределами России. Как помочь Украине? Вопрос, касающийся нехристианских стран, прежде всего — Ближнего Востока: по статистике каждые пять минут в мире погибает за веру один христианин — почему?

 

-Главная помощь, которую Церковь может оказать Украине — молитвенная, - ответил владыка. По его словам, наша задача помнить и поддерживать всеми силами то единство, которое веками исторически существовало между нашими народами.

 

Что же касается современных мучеников за Христа, то здесь архипастырь усматривает пагубное влияние политики.

 

-В России не было серьезных конфликтов на религиозной почве. Сейчас в мире происходит так, что в религиозную жизнь включаются политические интересы. Тогда возникают войны, в результате которых страдают люди, носящие имя христиан. Уверен, что эти ситуации зависит от политиков. Со своей стороны, мы не должны допускать напряженности, которая возникает в том случае, если мы не будем знать себя и друг друга. Если мы будем знать свою традицию, но будем знать и уважать и традицию соседа — подобного не будет.

01