• Просмотров: 1895

primoroz20miniВпечатления от поездки в Якутию журналиста центрального православного интернет-портала "Православие и мир".

Площадь республики Саха (Якутия) составляет чуть более трех миллионов квадратных километров. Население Якутии — менее миллиона человек.

В Якутии протекает около миллиона рек.

В Якутию входят три часовых пояса.

В Якутии огромные запасы алмазов, золота и угля.

В Якутии богатая фауна.

В Якутии много рыбы.

В Якутии вечная мерзлота.

Но летом в Якутии можно заживо изжариться и быть съеденным комарами и оводами.

Амплитуда средних температур зимних и летних месяцев в отдельных регионах Якутии доходит до 75 градусов.

Короче, поезжайте в Якутию в любое время года — экстрим обеспечен.

Я была в Якутии три дня. Хочу еще. Зимой (температура в отдельных регионах доходит до -64* С) или летом (+38*С).

***

Половину населения Якутии составляют якуты. Процентов пять — малые северные народы. И процентов сорок — «понаехавшие» за четыре века славяне. Остальные — прочие гости республики.

Что сюда тянет? «Север к себе примораживает», — говорит сопровождающий нас иеромонах Никон, настоятель восстанавливающегося Спасского монастыря в Якутске. Сам он приехал с Кавказа, вместе с нынешним епископом Якутским Романом.

-Есть тут одна раба Божья, — рассказывает он, — детскими утренниками занимается. Приехала в советские годы учительницей по распределению. Зимой. В самолете услышала: «Температура за бортом — минус пятьдесят градусов по Цельсию. В аэропорту города Якутска — минус пятьдесят два». Неделю проплакала. А потом — так и осталась, уехать не смогла. Замуж тут вышла.

Или еще вот типичная история: «Приехал сюда в 74-м к сестре в отпуск — и все. Так с тех пор и отдыхаю».

***

Коренное население отличается ярко выраженной монголоидной внешностью, но похоже больше всего на североамериканских индейцев. На эти лица можно смотреть часами.

Однажды мы оказались за гостеприимным якутским столом. Надо было сказать тост.

-Вы знаете, — пролепетала я, от волнения стремительно утрачивая дар речи, — вы просто потрясающе красивые.

Хозяева улыбнулись, но, кажется, не удивились.

Когда у меня появились два свободных часа в Якутске, я вышла на улицу и смотрела на людей.

Они перепрыгивали через огромные и грязные по случаю весны лужи и улыбались друг другу. Нигде в России я больше не видела столько улыбающихся лиц.

***

Кстати. Европейскую часть России здесь называют «западом».

Крайняя удаленность Якутии в любой ее точке от центра приводит к забавным казусам.

В городе Вилюйске служит излучающий жизнелюбие иеромонах Гермоген — тоже прибыл в епархию за епископом Романом.

Однажды Великим постом батюшка захотел мандарин и отправился на его поиски. Мандарин обрелся в местном магазине, причем даже двух видов. За прилавком стояла якутка, живо отреагировавшая на просьбу священника помочь разобраться.

-Эти мандарины — импортные, — показала она на один сорт. — А эти — наши. Китайские.

Никакого сепаратизма в ее словах не было. Просто Китай (и вообще Дальний Восток) здесь ближе, чем Россия.

Поэтому в Якутии очень много корейских и японских машин.

***

Отец Гермоген говорит, что якуты, если верят, то с полной самоотдачей — как дети. За пять месяцев своего служения он крестил 500 человек. Из них почти полторы сотни теперь живут регулярной церковной жизнью.

Население всего Вилюйского улуса составляет 25 тысяч человек. Делайте подсчеты, а из подсчетов — выводы.

Впрочем, удивляться интересу местного населения к вере не приходится. Якуты — народ традиционный, а потому к атеизму не склонный.

До революции почти сто процентов здешнего населения были крещеными — это при том, что крестить насильственно было категорически запрещено. До христианства здесь существовал шаманизм — точно такой же, как у уже упомянутых североамериканских индейцев.

Советская власть не пощадила ни священников, ни шаманов. После падения советского режима, разумеется, началось религиозное возрождение. Сегодня в Якутии есть и священники, и шаманы.

У священников, правда, есть перед шаманами серьезное преимущество — любой верующий человек, чувствующий призвание к священству, может выучиться в семинарии.

Шаман же может учиться только у другого шамана. А тот — у более старого шамана. А более старый — у еще более старого. Без обряда инициации не обойтись, одного призвания недостаточно. А старых шаманов перебила советская власть.

Так что шаманизм в Якутии, конечно, возрождается на правах традиционной религии якутского народа, но к традиции-то отношение имеет очень опосредованное.

***

Священников в Якутии, разумеется, не хватает. Покойный епископ Якутский и Ленский Зосима благословлял мирян создавать общины вокруг существующих или даже еще не построенных храмов.

Люди собираются вместе на молитву — часто помещение снимают на свои деньги. Несколько раз в год просят приехать священника (а то и архиерея).

Можно, конечно, сказать, что Якутская епархия — глубоко неблагополучна из-за нехватки духовенства и отсутствия литургической жизни.

На мой взгляд, Якутскую епархию можно считать как раз весьма благополучной в области духовной, потому что вопреки нехватке духовенства и отсутствию литургической жизни здешние православные христиане всеми силами стремятся не «расцерковиться» — ценят частую совместную молитву, а священника и вместе с ним Литургии ждут как праздника.

Всем ли православным христианам в больших или даже не больших, но с налаженной регулярной церковной жизнью городах удается сохранить такое же благоговейное отношение к простым утренним молитвам, прочитанным в кругу семьи — «малой Церкви», или даже к еженедельной воскресной Литургии?

***

В Саха театре (главный театр республики в городе Якутске) прошел пасхальный концерт «Золотые купола», на котором присутствовал правящий архиерей Якутской епархии — епископ Роман, а с ним еще несколько клириков. Владыка уже сел в машину и ждет остальных.

Я немного отстаю и наблюдаю сцену:

-Здравствуйте! — кричат пробегающие мимо мальчишки лет десяти секретарю владыки Романа, иеромонаху Никандру.

-Здравствуйте, здравствуйте, ребята! — отвечает он и машет рукой.

-Они вас знают? — удивляюсь я.

-Нет, конечно. Просто тут так принято — здороваться со священниками, — объясняет отец Никандр.

Что-то похожее я видела когда-то только на православном Кипре.

***

Утром 22 апреля в Якутске состоялись два праздничных события с совершенно противоположным знаком.

Возле неизбежного памятника Ленину проходит столь же неизбежный ввиду даты митинг коммунистов. Как будто сошедшие со страниц советских книг, юные пионеры маршируют и возлагают цветы Ильичу. Народу немного. Выглядит происходящее почти трогательно.

В десяти минутах ходьбы отсюда находится Градоякутский кафедральный Преображенский собор (вождь, кстати, по иронии судьбы указует своей канонично вытянутой десницей именно в его сторону), и 22 апреля там, как и во всех соборах страны, проходит молебен в защиту поруганных святынь и доброго имени Церкви. Крестный ход, свечи, хоругви, трогательная молитва и радостный архиерейский возглас «Христос Воскресе!»

Народу здесь, кажется, побольше, но важно не это, а то, что первое — о прошедшем, Бог даст, безвозвратно, а «Христос Воскресе!» — о вечном.

Мария Сеньчукова

http://www.pravmir.ru/