• Просмотров: 1444

ORKSE miniМирный, 19 февраля. Священник встретился с завучами начальных классов школ г. Мирного.

В рамках соглашения подписанного между Министерством Образования РС(Я) и Якутской епархией и исполнения указа епископа Якутского и Ленского Романа, состоялась встреча благочинного Мирнинского округа, протоиерея Владимира Севрюкова с заместителями директоров по начальному образованию школ г. Мирного.

Основная тематика встречи была посвящена вопросу преподавания в школе предмета «Основы религиозной культуры и светской этики», а так же свободному выбору модулей данного предмета.

Священник обратил внимание присутствующих, что обсуждаемый предмет не является религиозным и вероучительным, а исключительно культурологический, призванный обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и народов России, а так же знакомством с основными религиозными культурами.

По итогам встречи было принято решение о необходимости участия священнослужителей благочиния в родительских собраниях посвященных выбору одного из модулей ОРКСЭ.

 

ORKSE 1

 

ORKSE 3

Справка:

Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых родители по своему выбору выбирают для изучения один.

Список модулей:

  • «Основы православной культуры»
  • «Основы исламской культуры»
  • «Основы буддийской культуры»
  • «Основы иудейской культуры»
  • «Основы мировых религиозных культур»
  • «Основы светской этики»

17 декабря 2010 года Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Позднее курс был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики». Сначала предмет вводился экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 1 сентября 2012 года.

Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Цель и задачи курса

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Основные особенности:

  • Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги;
  • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
  • Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
  • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;
  • Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;
  • Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.